Органы управления обществом с ограниченной отвественностью

Е.В. Воробьева1

1Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Клину, г. Клин, Россия

 

В статье рассмотрены органы управления обществом с ограниченной ответственностью. Обосновано, что от правильности выбора структуры органов управления и определения их компетенции напрямую зависит, во-первых, эффективность управления обществом, а, во-вторых, реализация основной цели его деятельности – извлечение прибыли, что естественно касается каждого участника общества.

Ключевые слова: общество с ограниченной ответственностью, устав, система управления, общее собрание участников, совет директоров, модель управления.

        

Каждый хозяйствующий субъект вступает в гражданские правоотношения с третьими лицами через систему своих органов управления, обладающих собственной компетенцией, осуществляющих различные функции: принятия решения и контроля.

Статьи 32, 40, 41 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» указывают на следующие органы управления общества с ограниченной ответственностью: общее собрание участников общества (может быть очередным или внеочередным), совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.), коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и др.), ревизионная комиссия. Отметим, что без общего собрания участников общества и единоличного исполнительного органа управления общество существовать не может и эти органы управления должны присутствовать в структуре органов независимо от желания участников общества, в то время как совет директоров и коллегиальный исполнительный орган формируются только по инициативе участников общества.

По словам цивилиста С. Д. Могилевского, управление обществом с ограниченной ответственностью – это комплекс действий, необходимых для формирования и достижения целей Общества, включающий планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемые органами Общества[5, С. 91]. Цивилист говорит о том, что в Обществе могут найти свое применение только четыре модели управления, отражающие сочетание органов Общества [4, С. 178]. Это модель с присутствием общего собрания и единоличным исполнительным органом; общего собрания, совета директоров (наблюдательным советом) и единоличным исполнительным органом; общего собрания, коллегиального исполнительного органа и единоличного исполнительного органа и модель с присутствием общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа и единоличного исполнительного органа.

Данное мнение подтверждает и законодательство: Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» приводит исчерпывающий перечень органов общества, а общее собрание и единоличный исполнительный орган являются обязательными для учреждения в общества органами.

Высшим органом общества является общее собрание его участников, правомочное решать основные вопросы деятельности общества (п. 1 ст. 32 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Особое значение имеет очередное общее собрание участников общества. На этом собрании подводятся итоги деятельности общества за истекший период. К исключительной компетенции общего собрания относятся вопросы об изменении устава общества, включая размер его уставного капитала, формирование и отзыв исполнительных органов общества и его ревизионной комиссии, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества, а также принятие решений о реорганизации и ликвидации общества. Перечисленные вопросы составляют минимум исключительной компетенции общего собрания общества, которая может быть расширена (но не уменьшена) его уставом. Чем больше полномочий будет иметь общее собрание, тем меньше будет объем компетенции других управленческих органов. В связи с этим целесообразно найти такую «золотую середину», которая бы давала возможность полноценно функционировать совету директоров (наблюдательному совету) и генеральному директору (директору), не снижая их ответственности за решение соответствующих вопросов управления обществом. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Каждый участник Общества имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале такого общества [9, С. 354]. Реальное участие в управлении состоит в том, что Закон определяет перечень наиболее принципиальных вопросов жизни общества, которые рассматриваются исключительно его высшим органом - общим собранием.

Исходя из этого, (совета), можно сделать вывод о том, что общее собрание участников общества является объективной возможностью для участников такого общества принимать участие в его управлении.

На основании ч. 4 ст. 32 Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества. В компетенцию единоличного исполнительного органа в соответствии с п. 3 ст. 40 Закона Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» входит: действие без доверенности в интересах общества, в том числе представление его интересов и совершение сделок; выдача доверенностей на право представительства от имени общества; решение кадровых вопросов (прием на работу, перевод и увольнение работников общества и др.), а также осуществление иных полномочий, не отнесенных к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров и коллегиального исполнительного органа [6, С. 47-48].

То есть Закон об обществах с ограниченной ответственностью не дает в данном случае конкретного перечня полномочий единоличного исполнительного органа, предоставив тем самым определенную самостоятельность участникам общества в решении этого вопроса.

Цивилист Р. Н. Сподырев делает вывод о том, что «модель управления, предусматривающая в Обществе наличие только общего собрания и единоличного исполнительного органа, представляется как наиболее выгодная для тех Обществ, участники которого в полной мере рассчитывают на компетентность и способность управления единоличного исполнительного органа – то есть директора, генерального директора (физического лица)» [7, С. 1581].

Согласно п.2 ст. 32 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества, который осуществляет общее руководство деятельностью общества в период между общими собраниями его участников. Компетенция совета директоров, порядок его образования и деятельности, досрочного прекращения полномочий членов совета и объем полномочий председателя совета определяются уставом общества.

Логично представить, что если исполнительный орган является постоянно действующим регулярным органом, а общее собрание – периодически действующим, то в обществе может образовываться орган с контрольными функциями за деятельностью исполнительного органа. Роль такого контрольного органа, coгласно Федеральному закону, отводится совету директоров общества.

Совет директоров может быть учрежден в обществе независимо от того, состоит ли в обществе одни единственный участник, или в обществе состоит большее количество участников. Данное право законодательно предоставляется для того, чтобы в полной мере защитить права и интересы участников обществ, в том числе, состоящих из единственного участника.

Модель управления Общества, представленная общим собранием, единоличным исполнительным органом и советом директоров, по словам Р. Н. Сподырева, «характеризует некий баланс между Общим собранием и единоличным исполнительным органом. Если в первой модели, значительная роль в управлении Обществом отводится единоличному исполнительному органу, то в данной модели совет директоров ограничивает влияние управление решений единоличного исполнительного органа на деятельность Общества» [7, С. 1584].

В соответствии со ст. 41 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», если уставом общества предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом общества также коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников общества в количестве и на срок, которые определены уставом общества. При этом уставом общества может быть предусмотрено отнесение вопросов образования коллегиального исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Членом коллегиального исполнительного органа общества может быть только физическое лицо, которое может не являться участником общества.

По словам цивилистов «возможность образования в Обществе коллегиального исполнительного органа, обуславливает наличие еще двух моделей управления Обществом. При одной из них в состав органов войдут общее собрание, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган, при другой – общее собрание, коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган.

В соответствии с указанными двумя моделями управления, деятельность Общества будет основана на совместных управленческих решениях нескольких лиц. Две модели с включенным в систему коллегиальным исполнительным органом, будут отражать совещательный характер принимаемых в Обществе решений по вопросам повседневной деятельности» [8, С. 32-33].

Подводя итог сказанному, необходимо указать следующее. В литературе подвергнуты анализу различные модели управления хозяйственными обществами, причем такой анализ строится в зависимости от распределения сил и влияния среди субъектов управления. По общему правилу такие модели можно разделить на монистические и дуалистические [3, С. 461]. Управление, основанное на монистическом принципе, или принципе единого управления – это двухуровневая система управления, предполагающая отсутствие совета директоров как отдельного органа.

Для дуалистической модели характерна трехуровневая система управления, базирующаяся на разделении наблюдательных и распорядительных функций.

В законодательстве РФ в целом заложена дуалистическая модель управления, предполагающая наличие совета директоров. При этом, действительная роль совета директоров в российской компании как представителя участников, выполняющего в период между собраниями участников надзорные функции за деятельностью исполнительных органов, в значительной степени нивелируется. Это обстоятельство позволяет специалистам заключить, что российская модель корпоративного управления, являясь в соответствии с законом дуалистической, фактически является синтезом обеих моделей управления

Библиография

1. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 30.01.2016 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785., СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6699.

3. Матвеев П.А., Филимонов А.Ю. Классификация периодов развития российского законодательства об акционерных обществах в дореволюционный период. В сборнике: Современные тенденции развития науки и производства Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. Кемерово, 2016.

4. Могилевский С. Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения. М.: Издательство «Статут»,  2010.

5. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами. // Правовой аспект. № 3. 2010.

6. Модернизация социально-экономической сферы в современной России: проблемы и суждения: монография / под ред. Филиновой, А.Н. Сухарева, И.А. Толстовой. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016.

7. Сподырев Р.Н. Модели управления обществом с ограниченной ответственностью. // Актуальные проблемы российского права. № 1. 2013.

8. Тихомиров М.Ю. «Общество с ограниченной ответственностью. Правовое положение, права и обязанности участников, порядок создания» М.: Издательство «Тихомирова М.Ю.», 2016.

9. Толстова И.А.Действие принципа равенства участников гражданско-правовых отношений. В сборнике: Состояние и перспективы развития научных исследований в социальной, экономической и правовой сфере. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Тверь, 2015.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: