Особенности проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования центрами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее – центры ПМСС) осуществляется в реализации различных видов деятельности по сопровождению обучения детей с ОВЗ:

§ диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении обучающихся;

§ определение индивидуального образовательного маршрута;

§ организация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися;

§ психолого-педагогическое консультирование и просвещение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

§ проведение комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий;

§ оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации и др.

Специалисты центров ПМСС проводят комплексное диагностическое обследование, предполагающее систематизацию сведений об особенностях ребенка, динамике и прогнозе его развития. На основе данных обследования, по результатам динамического наблюдения определяются индивидуальные образовательные маршруты. Особая роль в данном направлении принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (далее – ПМПК). Основные задачи деятельности ПМПК: оценка особенностей и уровня развития ребенка, оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния) ребенка быть включенным в образовательное учреждение, выбор оптимальной формы и уровня инклюзивного образования, определение условий включения ребенка в среду сверстников, разработка индивидуальных программ реабилитации.

Кроме комплексной психолого-педагогической диагностики специалисты центров ПМСС проводят консультативные приемы, диагностические обследования детей с целью раннего выявления отклонений в развитии детей, помогают определить дальнейший образовательный маршрут.

С учетом данных диагностического обследования составляются индивидуально-ориентированные программы развития детей с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальные маршруты развития). Специалистами проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа как дополнительная и необходимая составляющая успешного обучения и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Адаптированный учебный план: имеется в виду не только и не столько адаптация учебного плана, сколько адаптация содержания образования и способов его подачи учащимся. Митчелл считает – это самой сложной задачей, с которой сталкиваются педагоги.

Адаптивная оценка: оценка – не должна быть инструментом для «сортировки» учеников. В инклюзивной школе оценка должна соответствовать следующим критериям: объективность, информативность, обеспечение обратной связи. Методики оценки должны учитывать конкретные виды инвалидности или проблемы ученика.

Адаптивное преподавание: инклюзивное образование требует от педагога владения широким набором стратегий и методик обучения. Имеются в виду не только разнообразие методик, разработанных для массовой школы, но и специальные методики обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.

Признание права на инклюзивное образование: И.О. основано на том, что все педагоги, ученики и их родители признают право учащихся с особыми образовательными потребностями на обучение в общеобразовательных школах, и необходимые для этого дополнительные ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: