1. Лекция, семинар, лабораторные, курсовые работы, коллоквиум, практикум и, зачеты, экзамены, тестирование как формы учебной деятельности
2. Групповые состояния (конфликт, сплоченность,групповая поляризация, психологический климат).
Обратим внимание на основные понятия, отражающие систему образовательной деятельности в вузе
Форма - 1) внешнее очертание, наружный вид, контур; 2) внешнее выражение какого-либо содержания.
Организационная форма обучения - учебные условия, в которых происходит процесс обучения.
Формы организации обучения (ФОО) в ВУЗе - цепь управляемых учебных ситуаций, направленных на стимулирование и развитие познавательной и практической активности студента путем постановки задач.
ФОО делятся на:
а) коллективные (фронтальные) - лекция;
б) групповые - семинар, практику, групповая консультация, спецкурс, КПВ;
в) индивидуальные - СРС (конспекты, рефераты, доклады), курсовые и дипломные работы, индивидуальные консультации, коллоквиум.
Слайд 36-37
Лекция ("чтение") - систематическое устное изложение учебного материала; ведущая форма обучения в ВУЗе; формирует ориентировочную основу последующего усвоения учебного материала.
На протяжении всей истории высшей школы – с момента зарождения до наших дней – ведущей организационной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем – в Средние века.
По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой – все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас – план, которому необходимо строго следовать. Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог. В начале нашего курса, во введении мы изложили свою технологию чтения лекции, которой пытаемся следовать. Но обратим внимание на основные официальные требования к лекции.
Основные требования к лекции:
–научность и информативность (современный научный уровень);
–доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;
–эмоциональность при изложении учебного материала;
–активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
–четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
–методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;
–изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.
Слайд 38
Можно выделить следующие виды лекций.
1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
2. По научному уровню: академические и популярные.
3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.
В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. Мнение «противников» лекций, как основной формы обучения в вузе:
-Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
-Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
-Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
-Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.






