Психологи определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами

В психологии известны различные типологии конфликтов.

По характеру принятия решений:

ü конструктивные (функциональные);

ü деструктивные (дисфункциональные).

По содержанию:

ü реалистические (предметные)

ü нереалистические (беспредметные)

По составу участников:

ü внутриличностные;

ü межличностные;

ü между личностью и группой;

ü межгрупповые.

Все перечисленные выше конфликты встречаются в высших учебных заведениях, как в студенческих группах, так и на кафедрах. Рассмотрим более подробно проявление каждой разновидности конфликта в студенческой группе.

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений в студенческой группе, в то время как деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. К примеру, в ходе работы над одним проектом возникают проблемы. У всех студентов существует свой взгляд на решение проблемы. Конструктивный конфликт приведет к правильному решению, а деструктивный будет препятствовать решению проблемы.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований или несправедливым распределением между участниками каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. К примеру, одного студента назначили представителем в профком от группы, другому это не понравилось, он считает, что больше подходит для этой

должности. В результате возникает реалистический конфликт. Положение в этой ситуации усугубляется еще и тем, что у студентов уже существовала взаимная антипатия, которая и послужила

началом нереалистического конфликта.

Межличностный конфликт в студенческой группе проявляется достаточно ярко: либо в форме простого деятельностного конфликта, либо в форме псевдоконфликата (ложного, надуманного), либо в форме эго-конфликта (отстаивание личных позиций). Например, в процессе работы над проектом могут столкнуться две различные точки зрения по написанию проекта – это и есть эго-конфликт, т.е. конфликт порожденный отстаиванием своего мнения.

Достаточно часто в студенческих группах встречается такая разновидность конфликта, как конфликт между личностью и группой. Такой конфликт возникает тогда, когда кто-либо из членов студенческой группы нарушает сложившиеся нормы поведения или общения. Так, например, в группу студентов с высоким уровнем этической культуры был переведен студент с более низким уровнем. Неэтичное поведение нового сокурсника, проявляющееся в личных оскорблениях в адрес других студентов, вызвало негативную реакцию всей группы. В результате чего разразился конфликт между личностью и группой.

Такого рода конфликты могут протекать и по другому сценарию, например, между группой и старостой, который (-ая) пытается использовать авторитарный стиль руководства группой.

Межгрупповой конфликт - это конфликт между малыми группами, существующими в учебном заведении. Достаточно часто происходят конфликты между студенческой группой и студенческим профкомом, деканатом, кафедрой или другой студенческой группой.

Рассмотрим тактики поведения в конфликтной ситуации, выбор которых зависит от определенного контекста.

1. Настойчивость (принуждение) - чаще используется в ситуации, когда один студентпытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы его сокурсников. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами, но такая стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей невыполнению задания данного группе или препятствующей достижению ею своих целей.

2. Уход (уклонение) – используется в случае, когда студент стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

3. Приспособление (уступка ) – целесообразен в ситуации отказа студента от собственных интересов, готовности принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.

4. Компромисс – выбирается, когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в учебном процессе высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромисс может впоследствии привести к неудовлетворенности сторон из-за половинчатости решений и стать причиной новых конфликтов.

5. Сотрудничество – дает положительные результаты, когда студенты признают право друг друга на собственное мнение, когда обе стороны готовы понять позицию другого. В этом случае есть возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат индивидуальных проявлений личности. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы», что определяется сплоченностью (См. Слайд 20-21)

Сплоченность.

Сплоченность группы - это показатель, определяющий наличие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели. Сплоченность определяется степенью, в которой члены группы поддерживают друг друга, полагаются на помощь коллег, стремятся к пребыванию в рядах коллектива. Чем выше сплоченность, тем сильнее стремление отдельных членов группы быть в ее составе, выше ее привлекательность для них и единство всех ее членов.

Сплоченность - это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.

Группы могут быть разными по степени сплоченности, и со временем степень сплоченности может меняться. Несмотря на то, что сплоченность является очень важным фактором, группе необязательно быть сверхсплоченной для того, чтобы выжить. Участники группы могут жить и работать вместе в течение продолжительного периода времени без высокой степени сплоченности.

На рис. 1. показаны факторы, влияющие на сплоченность группы, и те результаты, к которым приводит сплоченность.

Рассмотрим факторы и результаты сплоченности группы. Развитость коллектива можно проанализировать на основе следующих показателей:

1. мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении;

2. дружеские взаимоотношения, внимание друг к другу (готовность помочь, уважение достоинства, отсутствие отверженных, способность приходить к взаимопониманию без ссор и обид);

3. мажорное мироощущение (желание студентов всегда быть вместе, удовольствие от общения, жизнерадостность, бодрость, собранность, отсутствие жалоб и ябедничанья, чувство юмора);

4. отрицательное отношение к нарушениям норм, принятых в коллективе;

5. ответственность за коллективное дело;

6. самостоятельное выдвижение общественно значимых целей и достижение их на основе самоуправления коллектива (свидетельствует о становлении активной гражданской позиции студентов, их стремлении заботиться о других.Деятельное добро становится нормой жизни коллектива.);

7. трудовые навыки коллектива.

 

 

 

Групповая поляризация (от лат. polarisatia - сдвиги, смещение к полюсу, краю) - социально-психологическое явление, характеризующееся тем, что в ходе групповой дискуссии изначально разноречивые мнения отдельных членов группы к завершению обсуждения не сглаживаются, а, напротив, обостряются, разделяя группу на две противоборствующие, полярные по своим позициям группировки. Компромиссные мнения при этом как бы исчезают, остаются только крайние.

Гипотеза групповой поляризации предсказывает, что обсуждение усилит первоначальные установки, общие для членов каждой подгруппы. Если люди изначально склонны высказываться «за» (например, при решении вопроса, пойти ли на риск в серьезном деле), обсуждение только укрепит их позицию. Если они высказывались «против», то после обсуждения будут возражать еще сильней.

В качестве примера такой параллели можно привести явление, которое специалисты по педагогике называют «феноменом подчеркивания»: со временем исходные различия между двумя группами учащихся еще более усугубляются. Если студенты колледжа X изначально были более интеллектуальны, чем студенты колледжа Y, то к концу срока обучения этот разрыв увеличится. Из целого ряда предложенных теорий групповой поляризации лишь две прошли научное испытание.
 Информационное и нормативное влияние

1.Информационное влияние.  Благодаря хорошо аргументированным доводам по ходу групповой дискуссии формируется банк идей, в большинстве своем отражающих доминирующую точку зрения. Идеи, содержащие общие знания членов группы, будут высказываться во время дискуссии чаще, но даже если и не будут упомянуты, все равно окажут кумулятивное влияние на групповое решение

2. Нормативное влияние торое объяснение поляризации, базируется на сравнении самого себя с другими людьми. Как утверждает Леон Фестингер, автор весьма влиятельной теории социального сравнения,человеку свойственно желание оценивать собственные суждения, способности и умения, сравнивая их с суждениями, способностями и умениями других людей. Лучше других нас убеждают члены нашей «референтной группы» – группы, с которой мы себя. Более того, желая понравиться, мы можем высказываться более категорично, обнаружив, что другие разделяют нашу точку зрения, что связано с таким явлением как психологический климат

Социально-психологический климат коллектива – это совокупность всех влияний членов коллектива друг на друга, а также психологических условий, которые позволяют или мешают удовлетворению социальных потребностей его членов. К этим условиям относятся:

ü внутригрупповая информация, которая удовлетворяет потребности в знании и ориентировке;

ü признание (принятие), уважение друг друга;

ü групповые факторы, которые позволяют человеку реализовать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, сыграть ту роль, для которой он способен и подготовлен;

ü возможность чувствовать себя свободным, иметь статус, не ущемляющий его самооценку.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата

1. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

2. В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

3. В группе высоко ценят такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

4. Члены группы активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.

5. Успехи или неудачи отдельных членов группы вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов группы.

6. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

1. В группе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены группы проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В группе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело.

5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6. В группе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

7. В трудных случаях группа не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; группа закрыта и не стремится дружить с другими группами.

Итак, можно сделать вывод, что социально-психологический климат – это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей – куратора, преподавателей и членов группы.

Рассмотрим факторы, влияющие на социально-психологический климат студенческой группы (Слайд 26).

1) ведущий вид деятельности - учеба

Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы и вуза.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих товарищей и практиковать взаимопомощь.

2) цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой вуза и всесторон­ней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности

Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и де­льности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

3) композиция (межличностные, социальные, статусные различия)

Сегодня в студенческих группах представлены различные социальные слои современного общества.

Условно можно разделить студентов, входящих в состав академической группы по принадлежности к трем статусным слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные - не являются равными как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать.

Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.

Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза.

Таким образом, социальное неравенство оказывает свое воздействие на социально-психологический климат студенческой группы.

4) этнический фактор

Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.

5) простота организационной структуры

студенты, они и есть студенты, которые в пределах одной учебной группы не дифференцируются по специальностям и специализациям, тем более по «должностям» и рабочим функциям, как в трудовом коллективе. Все в формально-должностном отношении равны, и только старосты немного выделяются из этого слоя.

6) формирование «с нуля»

Студенты-первокурсники не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в вузе, (институте, факультете), в том числе и под влиянием особых традиций старших курсов.

7) санитарно-гигиенические факторы: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д.

8) куратор

Оказать положительное воздействие на формирование здорового социально-психологического климата в группе может ее куратор. Все преподаватели могут способствовать оздоровлению социально-психологической атмосферы, предлагая группам групповые задачи, предполагающие взаимную ответственность. Созданию благоприятной атмосферы в группе способствуют игровые формы обучения и социально-психологические тренинги.

Работа куратора направлена, в первую очередь, на адаптацию студента к условиям вуза, создание доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование. Куратор выполняют диагностическую функцию, когда он знакомится со своей группой. Куратор информирует студентов о вузовских событиях, организует общение с интересными людьми. Куратор часто встречается со своими студентами, и встречи эти превращаются в товарищеские беседы.

3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow