Экзаменационный билет № 10

1. Групповые свойства (совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы).

2. Преподаватель и студент - равные и неравные друг другу личности в процессе взаимодействия

1. Обратим внимание на групповые сво йства (совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы

Социально-психологическая совместимость в группе означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.

Психологическая совместимость — способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников.

Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других и приобретенных свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности.

Совместимость в группе не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни могут влиять на низкие и тем самым улучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентаций может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т.д.

Выделяют три уровня совместимости:

Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.

• Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

• Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов.

Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию, но часто встречается такое явление как несовместимость.

Обычно в коллективе несовместимы «трудные люди», с которыми тяжело работать и кем трудно управлять:

1. Ленивые, не любят работать

2. Трудоголики, делающие из себя «жертву» начальства и коллег, угнетающие своей активностью

3. Эмоционально несовместимые с партнером или с группой:

Злые, от них идет «волна» недоброжелательства;

Возбудимые, вносят элемент психологической нестабильности;

Бесчувственные, не дают естественного эмоционального фона сопереживания;
4.Аморальные
5. Беспомощные, ничего не могут, боятся действовать, жертвы обстоятельств, запуганные, уклоняющиеся, ожесточенные, обороняющиеся.

6. Индивидуалисты, стремящиеся действовать в одиночку

7. Ориентированные только на выполнение задачи, не желающие принимать во внимание проблемы других.

Но в любом коллективе всегда возникает лидер, что ведет к возникновению еще одной проблемы в группе – проблеме лидерства, а соответственно и его разнообразию. В этом случае мы имеем дела со стилем лидерства.



Стиль лидерства

Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера (предложенную А.К. Тихоновым) и адаптированную модель харизматического лидерства, мы выделили критериальные качества, предполагая наличие которых, мы проведем письменный опрос (анкетирование):

1) Коммуникативные качества. Коммуникативные качества помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, и без них лидер просто не мыслим, - это коммуникация. При этом коммуникативность следует отличать от общительности. Коммуникабельность для лидера связана с необходимостью устанавливать рабочий контакт с членами группы, а общительность - это больше удовлетворение собственной потребности в общении и скорее является средством самовыражения. К коммуникативным качествам относятся: коммуникабельность, умение мотивировать, вдохновлять, убеждать.

2) Системные навыки. Системные навыки - это навыки управленца, руководителя. Формальный лидер студенческой группы является базовым звеном институтского самоуправления, а само понятие «самоуправление» подразумевает использование его членами методов руководства и менеджмента. В этом ему помогут такие качества, как:

- видение (позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и показывать его членам группы);

- целеполагание (позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат.);

- чувствительность к изменениям (способность улавливать изменения и точно реагировать на них);

- гибкость (позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно);

- целеустремленность, настойчивость (позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используя весь свой лидерский потенциал);

3) Внутренние качества - это те механизмы, которые формируют лидерство, это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствует себя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой, ему просто не поверят. В основе данной убежденности, как правило, лежат:

- уверенность в себе (определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер);

- дерзновенность (в отличие от состояния уверенности, позволяет не только чувствовать, но и действовать);

- проактивность (умение упреждать, создавать события);

- самообладание (включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые, так или иначе, связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций);

- внутренняя целостность (как совокупность всех представленных выше качеств в гармоничном соотношении друг с другом).

Рассмотрим еще одно качество группы, связанное с сотрудничеством и соперничеством.

В любых группах и организациях сотрудничество может достигаться двумя путями: коллаборацией и координацией.

Коллаборация подразумевает, что члены группы разделяют общую ответственность за результаты своей работы.

Координация же предполагает прочную взаимосвязь между субъектами, выполняющими отдельные части какой-либо задачи.

Поскольку коллаборация требует от группы большей зрелости, сплоченности, взаимного доверия, ее внедрение в учебный процесс высшей школы представляет для преподавателей достаточно сложную задачу. Тем не менее, воспитательный процесс в высшей школе нацелен на совершенствование динамики студенческих групп, поэтому педагогический состав ВУЗа должен обращать внимание на оба показателя сотрудничества. 

Сотрудничеству обычно противопоставляется соперничество, конкуренция за лучшие показатели в учебе и общественной работе между студенческими группами. С прагматической точки зрения результат зависит от победы в конкурентной борьбе. Однако, с позиций межличностного взаимодействия студентов, сотрудничество часто не обосновано приносится в жертву соперничеству.

Плюсы конкуренции

• повышение эффективности

• стимулирование разработки новых идей

• формирование каналов передачи информации

Минусы конкуренции

• подмена целей

• затрудняется выполнение сложных задач

• у одного студента концентрируются наиболее успешные приемы работы, и заставить его поделиться опытом практически невозможно - он не хочет помогать конкурентам.

• исчезает чувство причастности к команде

В пользу сотрудничества в студенческих группах можно привести следующие аргументы:

           1. Условием успеха в групповой учебно-профессиональной деятельности является эффективное распределение обязанностей, что практически невозможно, если студенты действуют противдруг друга. Сотрудничество использует все преимущества синергетического эффекта, когда результат работы превосходит просто сумму затраченных каждым членом группы усилий. Соперничество всегда рождает в людях взаимную подозрительность и враждебность, разрушая синергетический эффект.

           2. Нацеленность только на соперничество между студенческими группами редко имеет результатом высокое качество учебы и работы т.к. добиваться его и стремиться опередить конкурентов - разные вещи.

Теперь рассмотрим Эффективность деятельности группы

1. Учебная деятельность:

- успеваемость (% обучающихся на «хорошо» и «отлично»; % неуспевающих студентов);

- учебная дисциплина (пропуски занятий, опоздания и т.д. - % от общего числа учащихся в группе);

- сохранение контингента (отчисление студентов в течение года).

2. Научно-исследовательская деятельность:

- участие в работе исследовательских групп и кружков (% участников от общего числа учащихся группы);

- участие в студенческих конференциях (% участников от общего числа учащихся группы);

- участие в научных конкурсах, викторинах, олимпиадах (% участников от общего числа учащихся группы).

3. Общественно-полезная деятельность:

- участие в акциях милосердия (институтские, городские, областные,

государственные) – количество акций, в которых участвовали студенты группы;

- уборка территории и т.д. (% участников от общего числа учащихся группы).

4. Спортивно-оздоровительная деятельность:

- посещение спортивных секций в институте и за его пределами (% участников от общего числа учащихся группы);

- участие в спортивных соревнованиях (% участников от общего числа учащихся группы);

- отношение к здоровому образу жизни – активная пропаганда здорового образа жизни, проведение акций против курения, наркомании и алкоголизма (% студентов от общего числа учащихся группы).

5. Культурно-массовая деятельность:

- участие в художественной самодеятельности - конкурсы, концерты, КВН и др. (% участников от общего числа учащихся группы, а также количество мероприятий, в которых участвовала группа);

- посещение театров, музеев, выставок (% студентов от общего числа учащихся группы, а также количество заведений, которые посетила группа);

- инициатива группы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий (количество организованных и проведенных мероприятий).

6. Организация свободного досуга:

- участие в традиционных праздниках, студенческих вечерах (% участников от общего числа учащихся группы);

- проведение внутригрупповых мероприятий (количество проведенных

мероприятий);

- участие в работе клубов по интересам (% участников от общего числа учащихся группы).

7. Социально-психологический климат в группе (уровень сплоченности членов группы).

8. Правонарушения (% студентов, совершивших правонарушения, от общего числа учащихся группы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: