Методы воспитания и самовоспитания студентов

Методы воздействия на интеллектуальную сферу формирование взглядов, понятий, установок.

- Убеждение разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.

- Стимулирование - формирование у студентов осознанных побуждений их жизнедеятельности.

- Поощрение

- Наказание

Методы воздействия на эмоциональную сферу формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

- Внушение способствует переживанию людьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

- Воздействие на волевую сферу развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели и т.д.

- Требование многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма.

Методы воздействия на сферу саморегуляции формирование у студентов навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций и т.д.

- Коррекция направлен на то, чтобы создать условия, при которых студент внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям.

- Самокоррекция Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, студент часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу развитие у студентов качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.

- Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу включение студентов в систему новых для них отношений.

- Метод дилемм заключается в совместном обсуждении моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение.

- Рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.


 


Экзаменационный билет № 14

1. Диагностика интеллекта (Слайд 14).

В психодиагностику прочно вошло понятие коэффициент интеллектуальности (IQ) в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого "умственного возраста" (по числу выполненных заданий теста) на хронологический, или паспортный, возраст и умножения полученного частного на 100.

Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего возраста, если IQ оказывался ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т.е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста. Эти границы располагались от 84 до 116.

Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 - как показатель высокого интеллектуального развития. Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стэнфорд -Бине. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность (хуже со стандартизацией на нашей популяции), однако у них есть ряд недостатков, снижающих их эффективное использование. Главным из них является неотчетливость их содержательного наполнения. Авторы тестов не объясняют, почему включают те или иные понятия, логические отношения, графический материал. Они не стремятся доказать, должны ли люди определенного возраста и уровня образования владеть задаваемыми тестом интеллектуальными навыками, знать отобранные слова, термины

Для преодоления этих недостатков был разработан Школьный тест умственного развития - ШТУР, для учащихся 7 - 9-х классов. Так же был создан специальный Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников - АСТУР.

Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного) и преобладании вербального или образного мышления.

Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учебных заведениях разного профиля. Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест "лабильность"), что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности свойств нервной системы (лабильность - инертность).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: