Это способность общаться, вести переговоры, оказывать влияние и убеждать других людей. Она характеризуется высокой степенью восприятия чужих мыслей, чувств, убеждений и желаний. Человек с развитым межличностным интеллектом обладает способностью эффективно взаимодействовать с людьми, чтобы заставить их сделать то, что ему нужно.
Преуспевающие менеджеры, лидеры разного уровня и даже военные офицеры обычно обладают межличностным интеллектом, развитым до очень высокой степени. В результате люди стремятся сотрудничать с ними для достижения совместных целей.
Внутриличностный интеллект
Это способность осознать себя - понимать, кем вы являетесь, а кем нет. Благодаря этому интеллекту человек точно знает, чего он хочет. Люди с высоким уровнем внутри личностного интеллекта хорошо справляются с самоанализом. Они размышляют над своими убеждениями и чувствами. Они умеют держать себя в руках, легко проходят через стрессы и различные переживания. Они спокойны и умеют жить в гармонии с собой. Благодаря тому, что они лучше понимают себя, они лучше ладят и с другими людьми.
|
|
Интуитивный интеллект
Это способность чувствовать правильность или ошибочность того или иного мнения и получать идеи и озарения в обход логики или жизненного опыта. Женская интуиция считается более сильной, чем мужская. Но когда те и другие проходят тест и им предлагают вопросы на интуицию, они набирают совершенно одинаковое количество баллов.
Интуитивный интеллект - врожденное качество, которое можно при желании развить.
Абстрактный интеллект
Эту форму так же называют концептуальной. Таким интеллектом обладал Альберт Эйнштейн, который увидел себя верхом на луче света, а в результате смог сформулировать теорию относительности - совершенно новое революционное явление в области физики. Таблица химических элементов приснилась Менделееву во сне и стала основой для современной химии.
Критериями интеллектуальной зрелости могут выступать особенности познавательного потенциала человека.
1) широта умственного кругозора (в противовес «закапсулированному» мировосприятию);
2) гибкость и вариативность в оценке событий (в противовес черно-белому мышлению);
3) готовность к восприятию необычной информации (в противовес догматизму);
4) умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (следствий) – в противовес способности мыслить лишь в терминах «здесь и теперь»;
5) способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты исследуемого (в противовес субъективированной, эгоцентрической познавательной позиции);
|
|
6) возможность мыслить в категориях вероятного (в противовес игнорированию возможности существования «невозможных» событий).
Низкий уровень развития интеллекта
-Узость (и «закапсулированность») кругозора
-«Черно-белая» (без нюансов, по принципу: или… – или) оценка событий, явлений, фактов
-Догматизм, консервативное, безусловное (некритическое) принятие положений, мнений, учений или норм в качестве постулатов или практических принципов, слепая вера в их непогрешимость
-Склонность мыслить в терминах «здесь и теперь»
-Эгоцентрическая, субъективная познавательная позиция
-Игнорирование возможности существования «невозможных» событий