Экзаменационный билет № 13

Воспитание и самовоспитание субъектов образовательного процесса

Главная задача воспитания — раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего богатства культуры.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе.

Воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий:

•формирование – процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к завершенному результату;

•развитие – процесс поступательного движения личности, которое определяется внутренними факторами;

•саморазвитие – деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических и физических функций; совершенствование талантов и способностей;

•самовоспитание – осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие личностно значимых качеств и совершенствование образа жизни через освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном для данной личности.

 

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер его протекания.

1. Целенаправленный процесс. Цель воспитания известна и понятна воспитаннику, когда он соглашается с нею, принимает ее и в процессе самовоспитания опирается на те же ориентиры.

2.Многофакторный процесс. Педагог должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, осложняющих воспитательный процесс или способствующих успешности его протекания.

3. Субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его результатов. Результаты воспитания не имеют четкого количественного выражения, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан отлично, а какой – неудовлетворительно.

4. Процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Это происходит в силу того, что воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность

5. Непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от случая к случаю».

6. Комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее целостного формирования личности,

7. Двусторонний процесс.от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание – сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.

 

Самовоспитание представляет собой относительно самостоятельный процесс, движущими силами которого выступают противоречия: а) между требованиями, предъявляемыми к учащимся, и их реальным поведением; б) между желанием изменить себя и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания.

В силу этого самовоспитание во многом зависит от психолого-педагогической подготовки учащихся к работе над собой. Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества, корректируя при этом свои привычки, взгляды, поступки.

 

В самовоспитании как процессе работы над собой прослеживается ряд этапов.

1.Мотивационный. На этом этапе у учащегося должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости прилагаемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания в определенной степени зависит от того, насколько ученики осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость от достигнутого успеха.

2.Программный. На этом этапе определяются программа самовоспитания, последовательность работы по самосовершенствованию.

3.Поисковый. Дети стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.

4.Рефлексивный. На этом этапе происходит оценка саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: