Высокий уровень развития интеллекта

-Широта кругозора

-Гибкость и многовариантность оценок

-Открытость и готовность к принятию и осмыслению необычной и даже противоречащей общепринятым знаниям информации

-Умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствия)

-Способность выявлять существенные, объективно значимые (для всех) аспекты происходящего

-Способность мыслить в категориях вероятного знания.

Но есть еще такое понятие как социальный интеллект, который понимается как способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия.

В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

В социальном интеллекте можно выделить эмоциональный интеллект, ибо эмоции человека – это его реакция на внешние воздействия социальной среды.

Ниже приведены 5 зон эмоционального интел лекта, который можно рассмотреть на примерах о проявлениях сформированного и не сформированного эмоционального интеллекта, в котором можно выделить 5 зон.

1. Адекватное восприятие себя (способность осознавать и признавать свои эмоции): эта способность отвечает за

ü умение отделить собственные проблемы от проблем окружающих; понимать и принимать себя самого, настоящего.

ü позволяет иметь собственное мнение, а не поддаваться внушению со стороны;

ü уметь оценивать ситуацию объективно, а не субъективно; понимать какие ситуации и люди способны личность разбалансировать.

ü четко понимать и признавать свои социальные и личные роли.

Когда личность умеет понимать и признавать что именно с ней происходит, она перестает обвинять кого-то более значимого в своих неудачах; такая личность не станет обижаться; у подобных личностей есть четкое представление о себе и своих собственных целях, а главное планомерное, поэтапное их достижение. По сути, речь идет о том, что личность осознает: «я у себя есть».

2. Управление собой и своими эмоциями: когда личность понимает свои эмоции и чувства, она может ими управлять. Очень важная часть: не контролировать, а именно управлять и проживать, т.е. использовать их во благо себе. Эта способность отвечает за адекватное распределение внутрипсихической энергии, а не катектирование (потеря) энергии в случае контроля.

Таким образом: усталость, стрессы, конфликты адекватно переживаются, за счет отсутствия проекций, переносов, вытеснений, отыгрышей. Личность способна вести адекватный, зрелый диалог и выстраивать межличностные отношения. Собственные сопротивления осознаются и прорабатываются самостоятельно.

Личность проживает каждую секунду своей собственной жизни, не застревает «во вчера»: «со мной плохо обошлись, я несчастен»; не переносится «в завтра»: «начну жизнь по-новому». Это способность быть «здесь и теперь».

3. Способность к самомотивации: это личностное творчество и оптимизм. Личность на данном этапе умеет самостоятельно работать над выбором, поиском оптимальных путей выхода из сложных жизненных ситуаций, самостоятельной постановкой цели и путей поэтапного достижения цели. Появляется мудрость.

Личность, находящаяся на данном уровне эффективно выходит из депрессивных состояний. Данные личности самоуправляемы. Любую ситуацию личность разворачивает в свою пользу: «я научился делать то-то» или «теперь я знаю как». Нет страха совершить ошибку, есть возможность получать опыт в любой ситуации.

Итак, на данном этапе развития эмоционального интеллекта, мы получаем личность способную к диалогу, самомотивации, и самостоятельности. Личная ответственность сформирована. Такой преподаватель или студент не будет обижаться и бунтовать, ждать, когда на него обратят внимание, ждать задач, требовать неадекватных оценок со стороны других людей. Более того, подобный преподаватель, сьудент готов к карьерному росту, если сделал такой осознанный выбор.

4. Способность понимать эмоции, чувства и потребности других людей: человек готов к идентификации (сочувствию). Как известно способностью к идентификации обладают только зрелые личности. В идеале преподаватель – это зрелая личность, готовая к управлению другими людьми (в данном случае студентами в учебном процессе), именно к управлению. Управление, как мы знаем – это способность влиять на индивидуумы и группы людей таким образом, чтобы они выполняли свою работу и выполняли ее с удовольствием. На данном этапе развития человек понимает, что управление другими людьми, это не всегда престиж и удовольствие, это прежде всего ответственность, и преподаватель должен быть готовым брать на себя ответственность за других людей осознанно. Более того, преподаватель не должен строить ожиданий (иллюзий) относительно своих студентов.

5. Умение создавать продуктивные длительные отношения со студентами (способность управлять эмоциями других людей): логически вытекает из пункта четвертого, добавляется лишь умение считать эмоции других людей. На данном этапе преподаватель становится как бы «финансистом» в области человеческих эмоций. Он не должен строить ожиданий, а значит, не конфликтовать и не разрывать с другими людьми контакта из-за своих не состоявшихся ожиданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: