Экзаменационный билет № 16

 

1) Информационное, коммуникационное взаимодействие и общение.

Понятие «контекст» есть выявление ситуационного смысла и индивидуального значения образовательных программ, который осуществляется индивидами в деятельности преподавания и учения. Из этого определения следует, что контекст связан с коммуникативным взаимодействием преподавателя и студента, других людей, в деятельности которых актуализируется знание. Это означает, что если образование рассматривать как явление культуры, то в него надо включать не только прошлое, но и настоящее и будущее, что придает программным текстам ситуационный смысл. Но для этого необходима развитая способность обучаемого и обучающего к инновационной, творческой деятельности, предметом которой является новое знание, новые способы или условия действий.

Если применить контекстный подход к образованию, то на первое место начинают выходить проблемы, связанные с формированием творческих способностей, которые как бы нейтральны к будущему предмету деятельности. Контекстный подход к образованию преобразуют тексты образовательных программ, перечень предметов и методы и способы деятельности преподавания и учения. Подтекст образовательной системы связан с формированием и развитием личности, ее воспитанием, что связано не просто с коммуникацией, а с общением. В коммуникационном взаимодействии преподаватель и студент не равны друг другу не только по статусу, но и по уровню культуры, а вступая в общение, они становятся равными друг другу индивидуальностями, способными обогащать друг друга своей инаковостью, своеобразием, непохожестью, разными позициями, мнениями. Только в общении могут быть развиты такие качества специалиста как уникальность и универсальность, целостность и частичность, массовость и единичность.

Это подтекст образовательной системы, который предполагает удовлетворение внутренней потребности самореализации личности. Обучаемый и обучающийся должны испытывать удовлетворенность друг другом. Это происходит тогда, когда каждый имеет возможность у кого-то учиться, кого-то учить, с кем-то быть на равных, и быть незаменимым, свободным и независимым в определенном смысле. Поясняя последнее, нужно сказать, что свобода здесь понимается как творчество, которое всегда уникально. Оно порывает с традициями, выходит за рамки общепринятого и устремлено в будущее.

В наших педагогических текстах нет такого понятия как подтекст образовательной системы. В традиционной педагогике выделяются четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. В них не находит удовлетворения одно из фундаментальных потребностей личности – потребность в самореализации и самоорганизации. В старой традиционной педагогике индивид удовлетворяет потребность в выживании, безопасности, до некоторой степени в адаптации и коммуникации, но не в самоорганизации. Винтик социальной системы остается винтиком. Недаром удовлетворенность в самоорганизации оказывается самым желаемым для студента качеством, который они хотели бы иметь.

Общение как подтекст образовательной системы формирует личность и индивидуальность специалиста, организует текст и подтекст образования, побуждая его участников к самоорганизации и самообразованию.

Выводы:

1. Педагогическая, андрагогическая, акмеологическая и коммуникативная парадигмы в образовании различным образом взаимодействуют друг с другом в зависимости от социально-политических условий общества.

2. Текст, контекст и подтекст образовательной системы существуют всегда, но их встроенность в образовательную систему проблематична. Благодаря усвоению текстов формируются профессиональные качества, контексту – личностные характеристики, подтексту – индивидуальность и коммуникативные навыки и способности общения.

 

2) Студент как субъект образования, обучения и развития

Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) – Закон РФ об образовании

Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

           Развитие - процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI—XII вв.

Движущими силами личностного развития студентов как субъектов образовательного процесса вуза становятся возникающие противоречия между:

ü образовательными ситуациями среды и личностными реакциями на них (реальность и потребность);

ü способами саморазвития и технологиями образования (опыт и технологии);

ü уровнем личностного развития и способами организации образовательного процесса (результат и процесс);

ü соотношением предопределенности и неопределенности (цель, перспектива);

ü проектированием и реальностью (установка, реалии);

ü оценкой и самооценкой (рефлексия);

ü стремлением и достижением (цель, результат);

ü целями и опытом;

ü установкой и подготовкой;

ü опытом и оценкой (достижения, рефлексия);

ü самореализацией и актуализацией (делаю, осознаю);

ü традицией и инновацией (достижения, нововведения).

Личностное развитие студентов как субъектов образовательного процесса вуза во многом зависит от степени индивидуализированности этого процесса, реализации траекторий личностного развития. Студент, обладая своим собственным субъектным опытом, стремится использовать его в конкретных ситуациях. Эти специфические характеристики определяют и специфику педагогики вузовского преподавателя.

Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не одномоментный, а представляет собой длительную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента.

А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная выделяют несколько последовательных стадий этого процесса.

Первая стадия – стадия адаптации к условиям вуза. На этой стадии доминирует активное приспособление студентов к новым условиям, происходит освоение требований вуза, осознание своих прав и обязанностей.

Вторая стадия – идентификация с требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельности. Эта стадия направлена на активное усвоение и квалифицированное выполнение студентом своей социальной роли; она предполагает подготовку студента к предстоящей специализации, сознательное руководство собственной деятельностью и поведением на основе осознанных мотивов и целей.

Третья стадия – самореализация в образовательном процессе – заключается в целенаправленном формировании личностных качеств и профессиональных умений. При этом обеспечивается во всех видах деятельности взаимосвязь и соединение мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием. На этой стадии возрастает самодетерминация и осознанная самореализация в различных видах деятельности.

Сущность четвёртой стадии – стадии самопроектирования профессионального становления – состоит в проявлении субъектности студента, который осуществляет самостоятельное, целеустремлённое преобразование исходных. Для преподавателя любой дисциплины важно знать параметры изменений, которые происходя в процессе профессиализации в вузе.

активная позиция в выборе разнообразных социальных ролей.

Параметры студента в качестве субъекта образовательного процесса:

ü осознание и принятие целевых установок педагогического процесса;

ü обладание ключевыми компетенциями;

ü овладение приемами самостоятельной учебной деятельности;

ü стремление к достижению высоких результатов успеваемости;

ü сознательное развитие рефлексивности творческого мышления;

ü ориентация на разностороннее саморазвитие, самосовершенствование, самоорганизацию, саморегуляцию личности как предпосылки успешного профессионального становления;

ü целенаправленное профессиональное самообразование и само воспитание; стремление к свободному владению профессиональными навыками;

ü подготовка к конкуренции на рынке профессиональных услуг;

ü проектирование перспективы роста и самоутверждения;

ü оптимистическое преодоление естественных трудностей процесса обучения и приобщения к профессии;

ü стремление к творческой реализации личностных проектов;

ü активная позиция в выборе разнообразных социальных ролей.

Формирование студента как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению планировать, организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешной учёбы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и чёткую организацию упражнений по их формированию.

Остановимся подробно на тех формах учебно-познавательной деятельности вуза, в которых и формируется студент как субъект учебной деятельности.

ü Слушание, осознание, усвоение (персонификация учебной информации на лекциях, семинарских, практических и других занятиях).

ü Чтение, восприятие, переработка, усвоение письменной информации.

ü Конспектирование.

ü Выполнение упражнений, решение задач.

ü Проведение опытов.

ü Учебные исследования являются важнейшей формой работы, формирующей студента как субъекта учебной деятельности.

ü Выполнение творческих учебных заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: