Нравственная составляющая интеллекта

Сущностная характеристика образования – интеллект, стимулирующий разум и дух. Интеллект представляет собой способность приобретать и сохранять знания, обучаться на собственном или заимствованном опыте, гибко реагировать на изменяющиеся условия, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Путь к признанию ценности личности лежит через формирование нравственного интеллекта. Понятие «нравственный интеллект» было введено в научный оборот в 1994 году американским философом Д.Босс, опиравшимся на исследования педагога и психолога Г.Гарднера. Для введения понятия были выбраны следующие основания: множественная природа интеллекта и собственная символическая система каждого из видов интеллектов.

Нравственный интеллект Д.Босс определяет как единство мышления и чувственности, уважение к себе и другим, признание ценности других, наличие развитых эмпатических способностей. При этом понятие «уважение» подразумевает не только суждение, но и такие качества как забота, эмпатия, вынесение нравственных решений.

Выделяются четыре компонента нравственного интеллекта:

1) вынесение нравственных суждений;

2) осуществление нравственных решений;

3) понимание возможных последствий предпринятых действий, предпринятых вами;

4) осознание нравственных ценностей (эмпатия, нравственная чувствительность и др.)

По мнению теоретиков множества интеллектов, каждый автономный интеллект обладает своей собственной символической системой. Причем, интуиция, особенно нравственная интуиция, совесть, смогла бы дополнить символическую систему нравственного интеллекта.

Таким образом, нравственный интеллект можно рассматривать как автономный интеллект, как разумно-нравственную способность, проявление уважения к себе и другим, восприятие ценности других людей. Символическая система нравственного интеллекта включает систему нравственных концептов, правил и императивов, определяющих поведение человека. По-настоящему нравственный человек обладает способностью успешно интегрировать все аспекты нравственного интеллекта. Следовательно, в ходе процесса нравственного воспитания корректным будет употребление гуманитарных методов: методов диалога и понимания, самовоспитания и самореализации, погружения человека в поле духовности, мир культуры.


2. Современные технологии обучения

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход какприменение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Наиболее общая трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельно­сти, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.


Основные инновационные технологии обучения

1. Контекстное обучение - интеграция различных видов деятельности студентов: учебной, научной практической. Создание условий, максимально приближенных к реальным, с целью увеличения доли практической работы студента.

2. Имитационное обучение - использование игровых и имитационных форм обучения с целью увеличения доли активных методов обучения.

3. Проблемное обучение - инициирование самостоятельного поиска студентом знаний через проблематизацию преподавателем учебного материала с целью изменения характера учебного труда и учебной задачи (с репродуктивного на продуктивный, творческий).

4. Модульные технологии. Предполагают жёсткое структурирование учебной информации, где чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. Специфическая организация учебного материала – в наиболее сжатом и понятном для студента виде.

5. Полное усвоение знаний - разработка вариантов достижения учебных результатов (на основе изменения параметров условий обучения) для студентов с разными способностями с целью фиксации результата обучения.

6. Дистанционное обучение - широкий доступ к образовательным ресурсам, предельно опосредованная роль преподавателя и самостоятельная и автономная роль студента, а также использование новейших информационно-коммуникативных средств и технологий.

Существенным признаком образовательных технологий является акцент на характере деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателя). Смысл проектирования образовательных технологий состоит в том, чтобы создать вариант, удовлетворяющий заданным целям и прогнозировать результаты его применения. Основными подходами к проектированию являются: антропологический, гуманистический, системный, культурологический, личностный. Важным в рамках технологии обучения является оценка его объема – информационной емкости учебной дисциплины. Целью измерения последней является определение допустимых доз учебного материала, которые могут быть предложены студентам для усвоения на различных этапах обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: