double arrow

Взаимодействие обучающихся и преподавателей в образовании взрослых

Обучающийся Преподаватель
1.Ощущает потребность в обучении 1.Нацеливает обучающегося на новые возможности в самореализации; 2.Помогает каждому уяснить его стремление к самосовершенствованию 3Способствует тому, чтобы каждый обучающийся определил разрыв между устремлениями и нынешним уровнем своей деятельности. 4.Помогает обучающимся определить затруднения в жизни, обусловленные нынешним уровнем подготовки  
2.Должны находится в комфортной учебной обстановке, в условиях взаимного доверия и уважения, взаимопомощи, свободы самовыражения, допущение разных точек зрения 5.Обеспечивает комфортабельную физическую среду обучения (мебель, освещение, интерьер, вентиляция, температура воздуха) 6.Рассматривает каждого обучающегося как личность, имеющую уважает его чувства и мысли 7.Стремится установить между обучающимися отношения взаимного доверия, пощряя их взаимные действия и предотвращая возникновение обстановки конкуренции и критики. 8.Не скрывает своих чувств и вносит в учебный процесс дух совместного поиска истины.
3.Уясняют цели обучения и воспринимают их как свои собственные 9.Вовлекает обучающихся в совместный процесс определения целей обучения, в котором принимаются во внимание потребности обучающихся, учебного заведения, преподавателей, общества, логика учебных дисциплин.
4.Берут на себя часть ответственности за планирование и осуществление учебного процесса и потому испытывают чувства причастности к нему 10.Делится с обучающимися своими соображениями относительно возможных направлений обучения, отбора учебного материала и методов обучения, совместно с обучающимися принимает решение по этим вопросам
5.Принимает активное участие в осуществлении учебного процесса 11.Помогает студентам организовываться (в учебные группы, проектные группы, самообучающиеся команды), чтобы они взяли на себя ответственность за процесс совместного поиска
6.Участвуют в учебном процессе, который использует опыт обучающихся 12.Помогает обучающимся использовать их опыт в качестве источника обучения, применяя такие методы, как дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций. 13.Подает информацию на уровне опыта своих конкретных обучающихся. 14.Помогает обучающимся применять на практике их новые знания с тем, чтобы включить их в жизненный опыт обучающихся.
7.Ощущают продвижение к поставленным целям 15.Вовлекает обучающихся в поиск взаимоприемлемых критериев оценки продвижения к целям обучения. 16.Помогает обучающимся развивать и применять приемы самооценки в соответствии с выработанными критериями.

 

Если подвести некоторый итог после размышления над приведенными таблицами, то можно прийти к выводу о том, что роль преподавателя при андрагогическом подходе состоит, во-первых, в помощи обучающемуся организовывать себя во внешнем мире, который представляет собой различные ситуации, влияющие на действия, поведение и деятельность человека «здесь и теперь». Этому учат с детства, а преподаватель в вузе продолжает эту ориентационную деятельность. Во-вторых, в помощи самоорганизации себя, своего внутреннего мира, которая состоит в управлении процессами мышления, чувств и поступков. Этому никто не учит, а человек учится этому сам методом проб и ошибок. Роль преподавателя - поддерживающая саморазвитие.

Таким образом, андрагогика как общая теория обучения взрослых дает общие подходы для их применения к разным ситуациям. Ее главная задача – технологическое обеспечение процесса образования взрослых на основе двух взаимопроникающих технологий:

-технологии решения проблем и

-технологии системно-модульного преподавания учебных дисциплин.

Обе обозначенные технологии помогают активизировать самостоятельную работу студентов, обеспечивают учебный процесс методически, адекватно оценивая результаты, и способствуют внедрению авторских программ учебных курсов.

Выводы:

1. Институт образования имеет относительную самостоятельность, которая связана с его социальными функциями: а) он воспроизводит знания, накопленные человечеством; б) является моделью настоящего и будущего; в) связывает прошлое, настоящее и будущее; г) оказывает активное воздействие на развитие общества (Социальное расслоение сегодня); д) определяется социальной структурой конкретного социума, его политикой и идеологией.

2. В руках государства система образования приобрела традиционную форму и является одним из мощных средств управления всеми сторонами жизни общества

3. Педагогическая, андрагогическая, акмеологическая и коммуникативная парадигмы в образовании различным образом взаимодействуют друг с другом в зависимости от социально-политических условий общества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: