Экзаменационный билет № 23

 

1. Личностная структура специалиста высшей квалификации и ее формирование в учебном процесс.

Рождаясь, человек начинает проявлять себя как субъект деятельности, если он попадает в человеческую среду обитания. Он постепенно в процессе контакта с другими приобретает качества субъектности – учится говорить, слушать, взаимодействовать с предметами внешнего мира, изменять окружающее, у него возникает психика как ответная реакция на внешние воздействия, формируются потребности, развиваются способности, интеллект. Как личность человек научается исполнять различные социальные роли, стремится занять в обществе определенные статусы, приобрести и отстаивать свои позиции.

Как индивидуальность он приобретает способность понять значимость социальных норм как регуляторов социальной жизни, запрещающих, контролирующих и разрешающих моделей поведения в той или иной ситуации.

Как у субъекта у каждого из нас возникает представление о равенстве и неравенстве, свободе и несвободе, зависимости и независимости от других людей, что рождает синергию субъективного духа.

Становление личности связано с проявлением таких личностных качеств как открытость-закрытость, изменчивость-устойчивость, активность-пассивность, что при взаимодействии с другими личностями создает синергию социального духа, что очень емко отражается в пословице «одна голова хорошо, а две лучше».

Возникновение индивидуальности определяется становлением человека культурного, что позволяет говорить о культурации, которая представляет собой специфику социализации, когда человек овладевает культурными ценностями прошлого, для того, чтобы самому вносить в культуру свой вклад. Качества индивидуальности – это способность быть уникальным и универсальным, целостным и частичным, массовым и единичным, что в общении с другими индивидуальностями рождает синергию духа культуры. В процессе видеотренинга каждый из вас индивидуальным и уникальным образом предъявляет себя, прежде всего, преподавателям, да и своим коллегам. Кто-то это сделал, прикрываясь каким-либо «щитом», маской, за которой личность обычно скрывается, например, «я - аспират такой-то специальности». А кто-то сам того не желая раскрыл в себе что-то глубинное, личностное, индивидуальное, и, может быть, пожалел об этом. О чем это говорит? Да о том, что для каждого человека свойственна, прежде всего, двойственная природа, вступающая в противоборство. Она реализуется у человека в двух процессах социализации и адаптации.

Понятие «личность» происходит от слова личина, маска, которую когда-то надевали актеры для представления какого-то человека. А теперь это делаем и мы, чтобы показаться, предъявить себя другим. Эти «другие» такие же люди, которые умело или неумело надевают такие же личины, маски. В социологии это получило название социальные роли, хотя понятие «маска» осталось.

Социальная роль - это социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией человека в системе социальных отношений, которые могут быть межличностными и общественными. Исполнение ролей должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям других. На видеотренинге мы свами выступали в различных ролях: преподавателя и студента. Кто-то этим ролям придал все цвета радуги. Но каждый все-таки хотел в глазах других выглядеть хорошо.

Таким образом, мы зафиксируем с вами две фундаментальные личностные характеристики человека: внешние и внутренние: социальные роли и психические процессы.

Социализация – это процесс обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Механизмы социализации: воспитание с помощью различных средств, образование, обучение различным видам и формам человеческой деятельности. Процесс социализации включает в себя и формирование собственного «Я». Социализация человека продолжается всю его жизнь, а не завершается в детстве. Окончание общеобразовательной школы – это первый этап социализации. Второй связан вс выбором профессии или представляет собой профессиализацию, третий можно охарактеризовать как статусную социализацию, которая продолжается всю последующую жизнь.

Многие из вас говорили о том, что вы - уже сложившиеся люди иучить вас чему-то в социальном плане уже поздно. Вы, конечно, уже достигли определенного уровня социализации, у вас есть личный, индивидуальный опыт жизни в человеческом обществе. Он имеет три составляющие, связанные с тем:

-  что человек хочет, т.е. его направленность;

-  что он может, т.е. его подготовленность;

- что он есть.т.е. его индивидуально-психологические черты. Эти три составляющие опыта во многом обуславливают личностную структуру. Жизненный опыт — элемент в личностной структуре, который необходимо выделить. Это внутреннее ценностное отношение личности прежде всего к себе, к другим, к делу, которое проявляется в виде ценностных ориентаций, мотивов, установок, потребностей, интересов, мировоззрения, позиции. Но к жизненному опыту относятся и различные умения человека, которые он приобретает благодаря различным видам деятельности, в том числе это умения обращаться с другими, предъявлять себя другим.

Жизненный опыт - это сплав внутреннего и внешнего в личности. Это понятие собственно социально-технологическое, т.к. оно характеризует результат включения каждого человека в социальные процессы. Это показатель социальности, которую человек может достигнуть в различные временные сроки. Поэтому многие исследователи, раскрывая содержание жизненного опыта говорят о различных возрастах личности. Например, Е.С.Жариков отмечает, что личность в процессе социализации, приобретая социальный опыт, может иметь:

- биологический возраст, который может быть измерен возможностями организма адаптироваться к среде и адаптировать ее к своим потребностям для достижения определенных целей;

- психологический возраст, характеризующийся зрелостью психических процессов;

- социально-психологический возраст, связанный со способностью человека взаимодействовать с другими;

- социальный возраст, по которому определяется зрелость человека в отношении к общественным институтам, этическим нормам и иным формам поведения относительно других людей;

интеллектуальный возраст как система освоения интеллектуального инструментария решения задач и способности применять методические средства социального действия самостоятельно. А мы добавили еще такой признак интеллектуального возраста как способность делать нравственный выбор. На основании жизненного опыта у вас складываются различные акцентуации характера, личностные свойства, состояния. Это ваши внутренние качества, о которых вы можете и не знать. Это ваши сильные и слабые стороны, ваши резервы и ресурсы, то, чему вы сами являетесь хозяином, то, что путем упражнений и тренировок вы сможете изменить, если захотите.

Поговорим о свойствах, состояниях, различных акцентуациях характера. Обратим внимание на достаточно простую модель описания и представления самого себя, которая в честь ее изобретателей (Джозеф Лафт и Гарри Инграм) называется «Окно Джогарри».

Направленность личности характеризуется мировоззрением, ценностными ориентациями, установками, интересами. В направленности можно выделить три блока: на себя, на других, на дело. На практическом занятии мы это выявим с помощью ориентационной анкеты.

Личностные притязания связаны с желанием личности занять определенный статус в обществе, среди других людей, или заниматься тем или иным видом деятельности.

Заключительными элементами личностной структуры являются «Вы-концепция» и «значимые другие». Первое означает способность понимать другого, исходить из его позиции. Второе определяется тем, что человек смотрит надругого как в зеркало, причем это «зеркало» выбирает сам. Происходит определенный отбор значимых других, ибо каждый из нас стремится сблизиться с теми, кто его ценит. Причем мы стремимся не просто получить признание другого человека, а признание признанного нами человека.

Сегодня социальный заказ на специалиста высшей инженерной квалификации предполагает, что специалист должен уметь выполнять 4 вида деятельности:

- проектно-конструкторскую;

- организационно-управленческую;

- производственно-технологическую;

- экспериментально-исследовательскую.

Указанные виды деятельности предполагают наличие не только определенных знаний, способностей, но и личностных качеств. К ним относятся: интеллектуальные качества и лидерский потенциал, которые обозначены в государственном стандарте.

Если подойти к государственному заказу на специалиста с позиции прикладного гуманитарного знания, то он оказывается неполным. В нем отсутствуют коммуникативные качества, благодаря которым человек вообще становится человеком, способным осуществлять какую-либо деятельность. Общекультурные и профессиональные компетенции есть. Но стандарт не включает в себя определенных социокультурных навыков, связанных с поведением человека в социальной среде. Нет в стандарте инженерных специальностей и основного перечня операциональных характеристик, которые лежат в основе любых элементарных действий человека в социуме.

Интеллектуальные способности включают в себя определенную развитость процессов мышления, памяти, обучаемости, способность к самоорганизации, самооценке, самоконтролю, переоценке своего опыта и опыта других людей, определенную информационную культуру и творческие, инновационные способности. Но главной интеллектуальной способностью является способность делать выбор между противоположностями, между рациональным, прагматически выгодным и эмоциональным, связанным с идеалом, должным. А это всегода нравственный выбор, который собственно и делает человека человеком.

Развитость указанных способностей может быть диагностирована с помощью психологических тестов. Но способность к нравственному выбору диагностирует только реальная практика общения с другими людьми, связанная с пониманием другого. Опыт преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе свидетельствует о том, что развитость набора интеллектуальных качеств у студентов технических вузов разная. Наименее развитыми являются такие интеллектуальные качества, которые связаны с постановкой и формулированием жизненных проблем, самооценкой, самоконтролем, самоорганизацией.

Следующая группа личностных качеств характеризуется лидерским потенциалом, который связан с умениями и навыками влияния, воздействия на других людей с целью достижения индивидуально и социально значимых целей. К этой группе качеств относятся следующие умения: внушать, убеждать, приказывать, обучать других, организовывать совместную деятельность, работать в группе, распределять обязанности, стимулировать, делегировать полномочия, контролировать, оценивать, находить и принимать управленческие решения, ставить групповые цели, пользоваться различными методами регуляции групповых отношений (традиционно-ритуальными, конвенциональными, состязательными, символическими, коммуникативными и др.).

Далее обратим внимание на следующую группу личностных качеств - коммуникативные. Их в стандарте нет. Но любому человеку понятно, что вне общения он не может даже существовать, тем более осуществлять любую деятельность, которая по природе является общественной. Говоря о коммуникативных качествах, следует отметить объективно существующее противоречие: общительность - сущностное качество общества в целом. Но каждого человека необходимо учить общаться, учить методам и правилам коммуникации. Социальность коммуникативных качеств является их сущностной характеристикой, а индивидуальность представляет собой форму существования. Кроме того, в коммуникативных характеристиках проявляется одна из базовых человеческих потребностей в контакте с людьми и обособлении от них. Каждому человеку свойственна и аутокоммуникация, общение с самим собой, что является одним из способов самопознания, необходимого для саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации.

Итак, к социальным коммуникативным качествам относится способность к сотрудничеству и противоборству, соперничеству, соревновательности и компромиссу, способность избегать контактов при определенных условиях и контактировать с «неудобными» людьми.

К индивидуальным формам коммуникативных умений можно отнести эмпатию, доброжелательность, аутентичность (способность быть самим собой), непосредственность, терпимость, деликатность.

Деятельностные характеристики любого профессионала опираются на такое интегративное качество человека как готовность, которая в психологии понимается как установка, предвосхищающая деятельность. В социальную психологию и социологию было введено понятие социальной установки или аттитюда (фр.). Социальная установка обозначала субъективные ориентации индивидов на ту или иную деятельность.

Мы выделяем: смысловую готовность, которая содержит информационный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты; инструментальную готовность, которая проявляется как предприимчивость и инициативность в избранном виде деятельности; ценностно-экспрессивную готовность, предполагающую такое умение как самозащита, позволяющая в тех или иных социальных ситуациях сохранить свой статус-кво и самоутвердиться, самореализовать себя.

Готовность и ее проявления (смысловая, инструментальная и ценностно-экспрессивная) формируется под влиянием двух факторов: потребности и ситуации. Без потребности человек не приступает ни к какой деятельности, а вне конкретной социальной ситуации деятельность не может осуществляться.

Поведенческие качества представляют собой разновидность деятельностных. Они определяются характером взаимоотношений человека с группами и внутри групп. Групповые нормы, ценности, ролевые предписания определяют необходимый набор поведенческих стратегий и тактик. Стержнем поведенческих качеств являются нравственные ориентиры личности, определяющие различные стили поведения в зависимости от ситуации (авторитарный, эгоистический, альтруистический, агрессивный, подозрительный, дружелюбный, зависимый, подчиняемый).

О видах поведения мы уже говорили (ролевое, нормативное, массовидное, вербальное, реальное, статусное, престижное и т.д.). Любой профессионал должен уметь строить свое поведение в различных социальных ситуациях и с различными людьми, понимая и принимая установившиеся взаимоотношения между людьми.

И, наконец, инструментальные качества любого профессионала: аккуратность, трудолюбие, исполнительность. Их характеристика связана с конкретными действиями, которые определяются оптимальностью и адекватностью.

Как институт социализации вуз сегодня несколько трансформирован, что выражается в некоторой дисгармонии ценностно-нормативного механизма социализации, в распаде системы социального контроля, в дисбалансе организационных и стихийных каналов социализации в пользу стихийности. Молодой человек, приходя в вуз, оказывается как бы один на один с новой для него социальной средой, представляющей собой некое социокультурное пространство, складывающееся из взаимоотношений студентов, преподавателей, обслуживающего и административного персонала. Вузовская социальная среда - это некая модель общества, куда должен научиться включаться молодой человек.

Научить общительности можно и нельзя одновременно. Если общество в целом, социум как, отмечал еще И.Кант, обладает качествами общительности, то появившегося в нем отдельного человека надо этому учить, ибо он представляет собой необщительное существо, и учится общению в процессе включения в социальные процессы.

Коммуникативные качества и умения связаны: с установлением различных контактов с другими людьми; со стремлением к расширению среды общения; с участием в общественных и групповых мероприятиях, удовлетворяющих одну из базовых потребностей - признания, без которой человек не в состоянии стать человеком.

Что представляют собой коммуникативные качества и умения? (Слайд 19)

Прежде всего, это формирование «Я-позиции» и «Вы-позиции» при взаимодействии с другими, что связано с умением понять себя и другого. Кроме того, это умение организовывать пространство межличностного взаимодействия. Характер коммуникации зависит от дистанции, которую партнеры занимают относительно друг друга. Именно дистанция обуславливает удовлетворение потребности в безопасности, которую испытывает каждый человек. Выбор оптимальной дистанции и позиции партнеров в общении является одним из важнейших признаков коммуникативной грамотности.

Второй признак коммуникативной грамотности состоит в умении эмоционального самовыражения, которое связано с осознанием и проявлением чувств.

Практика работы со студентами показывает, что осознание своих чувств дается им с трудом, следовательно, с трудом распознаются эмоции и чувства других. Владение невербальными способами самовыражения и понимания других - необходимое условие коммуникативного взаимодействия.

Третий признак коммуникативной грамотности - вербальное общение, знание и реализация закономерностей восприятия вербальной информации (правил «хорошего слушания» и «говорения»).

Четвертый признак - умение ставить вопросы: открые и закрытые, простые и сложные; владение искусством полемики.

Пятый признак связан с инициативой и личным обаянием в общении, от которого во многом зависит результат.

Шестой - определяется способностью ориентироваться в типах контактов и препятствий, которые искажают информацию при общении партнеров друг с другом.

Выводы:

6. Личностные характеристики человека имеют системный характер. Они складываются в результате включения человека в разнообразные и разноуровневые социальные процессы – общественные и социальные, межличностные и межиндивидуальные,экономические, политические, идеологические, нравственные, эстетические,

7. В социально-психическую структуру личности входит: «Я-концепция», направленность, личностные притязания, «значимые другие».

8. В социальную структуру личности включаются социальные роли и социальный статус

9. В вузе продолжается социализация личности, в результате которой профессионал развивает в себе шесть групп личностных качеств: коммуникативные, поведенческие, организационные, деятельностные, операциональные умения и навыки и интеллектуальные качества.

10. Компетентность в общении определяется владением различными стилями общения - конвенциальным, примитивным, манипулятивным. Они актуализируют общение, определяющее здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений.

 

2. Психология и педагогика учебной деятельности и познавательных процессов

Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися (В. А. Крутецкий). В структуре педагогической психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения. Педагогика исследует следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

• определение целей воспитания;

• разработка содержания воспитания;

• исследование и разработка методов воспитания.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

В учебкой деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке-ученике; 5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий»

Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В. В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия.Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: