double arrow

Методологические основы образования. Андрагогика: теория и практика образования взрослых

 Являясь институтом социализации, вуз выполняет две основные функции - стабилизации и обновления общества. Чтобы вузы успешно выполняли указанные функции, управленческие структуры моделируют их деятельность. К концу 20 века в России сложилось две модели/ первая основана на трех параметрах:высокий профессионализм, социально-психологическую подготовленность, личностную развитость. В основу второй предусматривается наличие требований к социально значимым качествам профессионала и, в частности, как готовность к принятию самостоятельных инновационных решений.

Сегодня, т.е. в 21 веке, предлагается новая, третья гуманитарно-ориентированная модель специалиста, в которой выделяются следующие составляющие: умение сформулировать социальную задачу профессиональной деятельности; поставить ее на научную основу, используя социокультурный и индивидуальный нравственный опыт в качестве критерия оценки при принятии тех или иных решений. Эта модель в состоянии формировать мышление, способное процесс создания и реализацию новых технологий видеть сквозь призму культурных и нравственных ценностей.
В современной модели специалиста выделяются две группы компетенций: общекультурные и профессиональные, в которых речь идет только о профессиональных способностях.

Новысшая школа продолжает оставаться школой для получения профессиональных знаний, умений и навыков, а не школой мышления. Отсюда выпускаемые специалисты с трудом находят свое место в социальной и профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическая и научно-методическое обеспечение подготовки преподавателей для высшей школы перед нами стоит задача – определить из какой же парадигмы мы с вами будем исходить для того, чтобы адекватно осуществлять процесс преподавания, обучения и воспитания будущих профессионалов. Для этого нам необходимо сравнить обозначенные парадигмы.

Андрагогика – теория и практика образования взрослых

Согласно принципам андрагогики, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: nonscholae, sedvitaediscimus — учимся не для школы, а для жизни. Т.о. Профессиональное образование студентов в вузе – это образование взрослых людей, у которых закончился первый этап социализации, результатом чего является уже сформированные определенные способности и готовность включаться в общество. Молодой человек уже обладает мировоззрением, своими ценностными ориентациями, позициями. В вуз он пришел с целью профессиализации, имеющей четко определенную временную составляющую – пять лет, в течение которых он еще должен приобрести навыки статусной социализации в будущем.

Теоретической базой андрагогики является ориентация на целостность, системность, субъект-субъектные взаимодействия, и синергетическая методология. Основные положения, из которых исходит андрагогика состоят в том, что образование для взрослого человека – это

 смысл, в котором выделяются: ценность формирования нового миропонимания, которое является для человека благом;

система, как обеспечение социального заказа социума на приобщение к культуре;

деятельностный процесс изменения внутреннего образа об окружающем мире;

результат как позитивное изменение потребностей, внутренних норм, способностей к действию;

услуга, как обеспечение качества образовательного процесса и его результата.

В идеале для студента, как взрослого человека, в той или иной степени характерна биологическая (физиологическая и психологическая), социальная (профессиональная, гражданская, правовая, нравственная) и духовная (самостоятельность, целеустремленность, разумность) взрослость, которая на свою образованность смотрит как на овладение ценностью самосовершенствования, управление процессом собственного образования, самооценку результата образования, деятельность, направленную на преобразование себя.

Исходными в андрагогике являются семь положений, детерминированных психо-физиологическими и социально-профессиональными отличиями взрослых обучающихся и спецификой условий их обучения.(Змеев)

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения.

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Следует выделить пять основных параметров личности обучаемого:

2. Самосознание обучающегося

2. Опыт обучающегося

3. Мотивация и цели обучения взрослого обучающегося

4. Использование обучающимся приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и качеств

5. Участие в организации процесса обучения.

Таким образом, технология обучения взрослых представляет собой систему определенных операций, функций и технических действий взрослых, обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения:

1 психолого-андрагогическая диагностика обучающихся,

2. планирование, создание условий, реализации, оценивания

3. коррекция процесса обучения.

При этом преподаватель выполняет следующие действия:

1. Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований.

2. Создание индивидуальной программы обучения обучающегося.

3. Создание комфортных физических условий и благоприятной психологической атмосферы обучения, научно-методическое обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения.

4. Проведение диагностических опросов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; использование адекватных поставленным целям обучения и учитывающих особенности конкретных обучающихся содержания, источников, средств, форм и методов обучения.

 5. Использование различных критериев, форм, методов, средств контроля и оценивания достижений в обучении.

 6. Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивания.

При этом он выполняет следующие функции, представленные в иерархическом порядке: 1.эксперта по технологии обучения взрослых;2. организатора совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучения; 3.соавтора (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучения; 4. наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся; 5.создателя благоприятных физических и психологических условий обучения; 6.источника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся.

Возьмем этот идеал, как образец, к которому необходимо стремиться и попробуем сравнить две модели образования – педагогическую и андрагогическую

Табл.№5



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: