double arrow

Нравственная составляющая интеллекта

Образование, являясь социально- духовным феноменом, обеспечивает воспроизводство человека в культуре.

Сущностная характеристика образования – интеллект, стимулирующий разум и дух. Сегодняшнее образование, признавая важность практической ориентированности на подготовку специалистов, актуализирует подход к профессиональному обучению как к процессу формирования личности. Так, вопрос о духовно-нравственном развитии остается столь же насущным, как и вопрос о подготовке специалиста.

Социально-культурное и нравственно-экологическое пространство, в котором формируется личность, дает возможность коэволюции науки и нравственности. Наука обладает свободой в познании мира, пока не угрожает жизни человека. С другой стороны, такие нравственные составляющие, как способность к состраданию, сопереживанию и любви так же необходимы человеку, как и научное познание. Коэволюция науки и нравственности является основанием интеграции науки и образования Исследователи сегодня рассматривают духовно-нравственное развитие и профессионализм в контексте целостного человека. «В настоящее время в методологии и практике образования наблюдается тенденция перехода от нормативной модели личности и деятельности специалиста, на основе которой формировались требования к содержанию его профессиональной подготовки, к рефлексивно-субъектной, рассматривающей профессиональное становление специалиста как процесс проектирования личности», – отмечает Л.И.Иванкина. При этом противоречие между требованиями социума и задачами индивида по реализции его природных склонностей может быт разрешено, если общество признает ценность человеческой личности.

Путь к признанию ценности личности лежит через формирование нравственного интеллекта. Еще Блез Паскаль обращался к мыслящему разумно сердцу («душе», «нравственному чувству») и сердечному разуму, который противопоставлял голому рассудку. С.Кьеркегор говорил о разумно- нравственной сущности личности, когда писал работу «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этнических начал». Вопросам единения ума, чувства и воли, создания целостной «ткани» человеческой души уделяли большое внимание деятели русского религиозного просвещения В.В.Зеньковский, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Са- марин, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский и др.

Разделяя мышление как способность и мышление как процесс, можно поставить в соответствие первому понятию «интеллект», второму - «интеллектуальная деятельность». Современные исследователи определяют интеллект как «способность ориентироваться в нестандартной ситуации – функциональное определение, а в логике – способность к умозаключениям, решению задач, способность создавать научные теории и др.» [2, c.48]. «Интеллект лежит в основе других способностей и определяет успешность любой деятельности. На практике эта способность определяет меру профессионализма и характеризуется особым типом организации предметно специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений» [3, c.115]. Интеллект, который психологи считают «относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида», является сущностью образовательной системы. Современная наука заявляет о необходимости развития интеллекта. Соответственно, перед исследователями стоит задача осмысления того многообразия знаний, которое получено в области изучения интеллекта. В настоящее время существуют следующие основные подходы, для каждого из которых характерна своя трактовка природы интеллекта: социокультурный (Дж.Брунер, М.Коул); генетический (Ж.Пиаже, У.Р.Чарлсворз); процессуально -деятельностный (А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн,); образовательный (А.Стаатс, К.Фишер) и др.

 Понятие «нравственный интеллект» было введено в научный оборот в 1994 году американским философом Д.Босс, опиравшимся на исследования педагога и психолога Г.Гарднера. Американский педагог и психолог Г.Гарднер выделяет семь видов интеллекта: 1) лингвистический, 2) логико- математический, 3) музыкальный, 4) пространственный (подразумевающий способность к абстрактному мышлению), 5) кинестетический, 6) самоосознающий, 7) социальный (межличностный). В своем исследовании Г.Гарднер приходит к следующему выводу: «То, что характеризует людей с точки зрения интеллекта, – это не есть пространно объясненный ментальный процесс, но возможность быть вовлеченным вразличного рода символическую активность. Исследователь доказывает, что интеллект не есть единый процесс и может быть выражен множеством способов. Навык создания различных символических систем – будь то слова, цифры, телодвижения, музыкальные интонации, иностранные языки (как разновидность, единица информации) – меняется не только от человека к человеку, но и у одного человека. Человек может быть компетентным в одной символической системе и не компетентным в другой, хотя большинство культурных ролей требуют совместной работы интеллектов. Сам Г.Гарднер отмечал: «Обычно интеллекты работают в гармонии, поэтому их автономия может быть невидимой».

Педагогика и психология профессионального образования темами, развитие творческого мышления – актуальные задачи современного образования. Поскольку каждый из интеллектов имеет свою биологичес- кую основу и символическую систему, существует возможность расширения списка интеллектов и включения в него нравственного интеллекта. Американский философ Д.Босс трактует интеллект широко, рассматривая как когнитивный, так и бихевиориальный компоненты [8]. Нравственный интеллект Д.Босс определяет как единство мышления и чувственности, уважение к себе и другим, признание ценности других, наличие развитых эмпатических способностей. При этом понятие «уважение» подразумевает не только суждение, но и такие качества как забота, эмпатия, вынесение нравственных решений. Выделяются четыре компонента нравственного интеллекта: 1) вынесение нравственных суждений; 2) осуществление нравственных решений; 3) понимание возможных последствий предпринятых действий, предпринятых вами; 4) осознание нравственных ценностей (эмпатия, нравственная чувствительность и др.)

 По мнению теоретиков множества интеллектов, каждый автономный интеллект обладает своей собственной символической системой. Причем, интуиция, особенно нравственная интуиция, совесть, смогла бы дополнить символическую систему нравственного интеллекта.

Начальная мотивация нравственности происходит из внутреннего источника – совести, интуиции, эмпатии, критической рефлексии. Различные культуры формируют разнообразные подходы к пониманию морали. Пример такого символического продукта – Библейские десять заповедей.

 Определение нравственного интеллекта напоминает определение «практической нравственности» Пиаже как «зрелого уважения к другим… единства запрета, нравственного суждения и устремленности к достижению поставленных целей». Пиа-же считал, что «практическая мораль» лежит глубже, чем просто убеждение и понимание, и что «зрелое уважение» в большей степени базируется на интуиции, чем на аналитических способностях.

В современной педагогической науке идет осмысление способов формирования духовно-нравственной сферы, как и развития творческого мышления в контексте целостности личности. При этом основными задачами современного образования остаются следующие: сохранение и развитие интеллекту-альной традиции, наполнение образовательной среды гуманной энергией наряду с информацией.

Таким образом, нравственный интеллект можно рассматривать как автономный интеллект, как разумно-нравственнуюспособность, проявление уважения к себе и другим, восприятие ценности других людей. Символическая система нравственного интеллекта включает систему нравственных концептов, правил и императивов, определяющих поведение человека. По-настоящему нравственный человек обладает способностью успешно интегрировать все аспекты нравственного интеллекта. Следовательно, в ходе процесса нравственного воспитания корректным будет употребление гуманитарных методов: методов диалога и понимания, самовоспитания и самореализации, погружения человека в поле духовности, мир культуры.

 

 

Билет 25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: