Образование, являясь социально- духовным феноменом, обеспечивает воспроизводство человека в культуре.
Сущностная характеристика образования – интеллект, стимулирующий разум и дух. Сегодняшнее образование, признавая важность практической ориентированности на подготовку специалистов, актуализирует подход к профессиональному обучению как к процессу формирования личности. Так, вопрос о духовно-нравственном развитии остается столь же насущным, как и вопрос о подготовке специалиста.
Социально-культурное и нравственно-экологическое пространство, в котором формируется личность, дает возможность коэволюции науки и нравственности. Наука обладает свободой в познании мира, пока не угрожает жизни человека. С другой стороны, такие нравственные составляющие, как способность к состраданию, сопереживанию и любви так же необходимы человеку, как и научное познание. Коэволюция науки и нравственности является основанием интеграции науки и образования Исследователи сегодня рассматривают духовно-нравственное развитие и профессионализм в контексте целостного человека. «В настоящее время в методологии и практике образования наблюдается тенденция перехода от нормативной модели личности и деятельности специалиста, на основе которой формировались требования к содержанию его профессиональной подготовки, к рефлексивно-субъектной, рассматривающей профессиональное становление специалиста как процесс проектирования личности», – отмечает Л.И.Иванкина. При этом противоречие между требованиями социума и задачами индивида по реализции его природных склонностей может быт разрешено, если общество признает ценность человеческой личности.
|
|
Путь к признанию ценности личности лежит через формирование нравственного интеллекта. Еще Блез Паскаль обращался к мыслящему разумно сердцу («душе», «нравственному чувству») и сердечному разуму, который противопоставлял голому рассудку. С.Кьеркегор говорил о разумно- нравственной сущности личности, когда писал работу «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этнических начал». Вопросам единения ума, чувства и воли, создания целостной «ткани» человеческой души уделяли большое внимание деятели русского религиозного просвещения В.В.Зеньковский, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Са- марин, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский и др.
Разделяя мышление как способность и мышление как процесс, можно поставить в соответствие первому понятию «интеллект», второму - «интеллектуальная деятельность». Современные исследователи определяют интеллект как «способность ориентироваться в нестандартной ситуации – функциональное определение, а в логике – способность к умозаключениям, решению задач, способность создавать научные теории и др.» [2, c.48]. «Интеллект лежит в основе других способностей и определяет успешность любой деятельности. На практике эта способность определяет меру профессионализма и характеризуется особым типом организации предметно специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений» [3, c.115]. Интеллект, который психологи считают «относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида», является сущностью образовательной системы. Современная наука заявляет о необходимости развития интеллекта. Соответственно, перед исследователями стоит задача осмысления того многообразия знаний, которое получено в области изучения интеллекта. В настоящее время существуют следующие основные подходы, для каждого из которых характерна своя трактовка природы интеллекта: социокультурный (Дж.Брунер, М.Коул); генетический (Ж.Пиаже, У.Р.Чарлсворз); процессуально -деятельностный (А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн,); образовательный (А.Стаатс, К.Фишер) и др.
|
|
Понятие «нравственный интеллект» было введено в научный оборот в 1994 году американским философом Д.Босс, опиравшимся на исследования педагога и психолога Г.Гарднера. Американский педагог и психолог Г.Гарднер выделяет семь видов интеллекта: 1) лингвистический, 2) логико- математический, 3) музыкальный, 4) пространственный (подразумевающий способность к абстрактному мышлению), 5) кинестетический, 6) самоосознающий, 7) социальный (межличностный). В своем исследовании Г.Гарднер приходит к следующему выводу: «То, что характеризует людей с точки зрения интеллекта, – это не есть пространно объясненный ментальный процесс, но возможность быть вовлеченным вразличного рода символическую активность. Исследователь доказывает, что интеллект не есть единый процесс и может быть выражен множеством способов. Навык создания различных символических систем – будь то слова, цифры, телодвижения, музыкальные интонации, иностранные языки (как разновидность, единица информации) – меняется не только от человека к человеку, но и у одного человека. Человек может быть компетентным в одной символической системе и не компетентным в другой, хотя большинство культурных ролей требуют совместной работы интеллектов. Сам Г.Гарднер отмечал: «Обычно интеллекты работают в гармонии, поэтому их автономия может быть невидимой».
Педагогика и психология профессионального образования темами, развитие творческого мышления – актуальные задачи современного образования. Поскольку каждый из интеллектов имеет свою биологичес- кую основу и символическую систему, существует возможность расширения списка интеллектов и включения в него нравственного интеллекта. Американский философ Д.Босс трактует интеллект широко, рассматривая как когнитивный, так и бихевиориальный компоненты [8]. Нравственный интеллект Д.Босс определяет как единство мышления и чувственности, уважение к себе и другим, признание ценности других, наличие развитых эмпатических способностей. При этом понятие «уважение» подразумевает не только суждение, но и такие качества как забота, эмпатия, вынесение нравственных решений. Выделяются четыре компонента нравственного интеллекта: 1) вынесение нравственных суждений; 2) осуществление нравственных решений; 3) понимание возможных последствий предпринятых действий, предпринятых вами; 4) осознание нравственных ценностей (эмпатия, нравственная чувствительность и др.)
По мнению теоретиков множества интеллектов, каждый автономный интеллект обладает своей собственной символической системой. Причем, интуиция, особенно нравственная интуиция, совесть, смогла бы дополнить символическую систему нравственного интеллекта.
|
|
Начальная мотивация нравственности происходит из внутреннего источника – совести, интуиции, эмпатии, критической рефлексии. Различные культуры формируют разнообразные подходы к пониманию морали. Пример такого символического продукта – Библейские десять заповедей.
Определение нравственного интеллекта напоминает определение «практической нравственности» Пиаже как «зрелого уважения к другим… единства запрета, нравственного суждения и устремленности к достижению поставленных целей». Пиа-же считал, что «практическая мораль» лежит глубже, чем просто убеждение и понимание, и что «зрелое уважение» в большей степени базируется на интуиции, чем на аналитических способностях.
В современной педагогической науке идет осмысление способов формирования духовно-нравственной сферы, как и развития творческого мышления в контексте целостности личности. При этом основными задачами современного образования остаются следующие: сохранение и развитие интеллекту-альной традиции, наполнение образовательной среды гуманной энергией наряду с информацией.
Таким образом, нравственный интеллект можно рассматривать как автономный интеллект, как разумно-нравственнуюспособность, проявление уважения к себе и другим, восприятие ценности других людей. Символическая система нравственного интеллекта включает систему нравственных концептов, правил и императивов, определяющих поведение человека. По-настоящему нравственный человек обладает способностью успешно интегрировать все аспекты нравственного интеллекта. Следовательно, в ходе процесса нравственного воспитания корректным будет употребление гуманитарных методов: методов диалога и понимания, самовоспитания и самореализации, погружения человека в поле духовности, мир культуры.
Билет 25