Понятие источников ТП, их классификация

Источником трудового права называется Закон и иной норма­тивно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источ­ник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (напри­мер Указы Президента о персональных награждениях), так и ра" ботодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т. д.), а также суд, своим решением восста­навливающий работника на прежнем месте работы.

Источник трудового права является результатом нормотворче-ской деятельности уполномоченных государственных органов, ор­ганов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до норма­тивных частей коллективных договоров, соглашений, классифи­цированных не только по предмету, но и по подчиненности, су­бординации актов. Все источники в их системе находятся в оп­ределенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

Весь комплекс источников трудового права называется тру­довым законодательством, или законодательством о труде, кото­рое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обще­стве, а также в международно-правовом регулировании труда, так как трудовое право исключительно динамичная отрасль пра­ва. С принятием нового Трудового кодекса ряд положений будет пересмотрен и в науке трудового права.

Все источники трудового законодательства классифицируют­ся на законы и подзаконные акты по степени их важности и су­бординации. Но их можно классифицировать и по другим осно­ваниям:

системе отрасли трудового права: акты, относящиеся к об­щей ее части (Конституция РФ, гл. I ТК РФ), и акты, относя­щиеся только к отдельным институтам трудового права (обеспе­чению занятости, трудовому договору, рабочему времени и вре­мени отдыха, оплате труда, охране труда, трудовым спорам и др.); при этом такой кодифицированный акт, как Трудовой ко­декс, регулирует все институты трудового права, а текущие зако­ны РФ о занятости, коллективных договорах и соглашениях, ох­ране труда и др. регулируют определенные вопросы и относятся к одному-двум институтам трудового права; органам, их принимающим: законы и постановления Верхов­ного Совета, а теперь — Государственной Думы РФ, указы и рас­поряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, правила, приказы, решения, приня­тые министерствами и ведомствами по вопросам труда, его оп­латы и охраны, а также рекомендации, разъяснения и др. Феде­ральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Законы субъектов Федерации не должны противоречить Кон­ституции РФ и федеральным законам;

сфере действия: общефедеральные (Конституция РФ, КЗоТ), республиканские, областные и других субъектов Федерации, от­раслевые (ведомственные), действующие только в данной отрас­ли народного хозяйства (например отраслевое тарифное соци­ально-партнерское соглашение), уставы, положения (о дисцип­лине работников отдельных отраслей народного хозяйства), межотраслевые акты (правила, стандарты по технике безопас­ности, охране труда), муниципальные (местные, районные, го­родские), и локальные, действующие только для работников данного предприятия, организации.

Трудовой кодекс источникам трудового права посвящает ст. 5-13. В ст. 5 они кратко перечислены и указана субордина­ция перечисленных источников. В ст. 6 Проекта ТК подробно разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации по принятию источников трудового права (в КЗоТе это был про­бел). В ТК также предусмотрен порядок принятия работодателем актов о труде и указано, что акты, ухудшающие положение ра­ботников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 8).

Статьей 11 ТК установлено, что нормативные акты о труде обязательны на всей территории России для всех организаций, применяющих труд на основании трудового договора. Статья 12 ТК предусматривает действие актов трудового законодательства во времени, а ст. 13 — действие их в пространстве. Следует отме­тить, что раздел I «Общая часть» составлен с учетом достижений нашей науки трудового права. Так, например, в учебнике «Тру­довое право России» (под ред. О. В. Смирнова. М., 2001) было указано многое по проблеме источников, что затем воспринято Трудовым кодексом. Каждый раздел ТК начинается со статьи «Общие положения», дающей общую характеристику института данного раздела и его основные понятия.

Потребность в новом Кодексе ощущалась давно. Он урегули­ровал в соответствии с нынешними изменениями в сфере труда основные институты трудового права. В последнее время с раз­витием системы российского трудового законодательства отал все заметнее ощущаться пробел в КЗоТе, не предусматривавшем разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами по созданию трудового законодательства, а об его источниках в ст. 3 предусмотрена была всего одна фраза.

Новый Трудовой кодекс хорошо восполнил этот пробел. В нем четко указаны виды источников трудового права, их со­подчинение (субординация), действие их во времени и про­странстве, а ст. 6 разграничивает полномочия Федерации и ее субъектов по созданию трудового законодательства. Она преду­сматривает, что к ведению федеральных органов государствен­ной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нор­мативных правовых актов, устанавливающих: i

— основные направления государственной политики в сфе­ре трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, основ их правового регулирования;

— обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, сво­бод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); |

— порядок заключения, изменения и расторжения' трудовых договоров;

— основы социального партнерства, порядок ведения кол­лективных переговоров, заключения и изменения коллекгивйых договоров и соглашений; i

— порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; |

— принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательс^гва и систему федеральных органов, осуществляющих этот надзор и контроль;

— порядок расследования несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок проведения государственной экспер­тизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; — порядок и УС­ЛОВИЯ материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе возмещение вреда работнику по трудовому увечью;

— виды дисциплинарных взысканий и порядок их примене­ния;

Думается, здесь следовало указать прекращение как более широкое поня­тие. См. название гл. 13 Кодекса.

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

— особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Субъекты Федерации принимают нормативные правовые акты трудового законодательства по другим вопросам труда, не отнесенным к компетенции Федерации. Если они устанавлива­ют 'более высокий уровень трудовых прав и гарантий работни­кам по сравнению с установленными федеральными актами, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьше-ни^> бюджетных доходов, то это обеспечивается за счет бюджета данного субъекта Федерации.

'Статья 6 ТК предусмотрела в третьей и четвертой ее частях субординацию актов Федерации и ее субъектов. Локальные акты трудового законодательства принимает работодатель в соответст­вий с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и с учетом мнения представительного органа ра­ботников (ст. 8 ТК). Коллективный договор, соглашение могут предусмотреть их принятие не с учетом мнения, а по согласова-ни1р с этими органами.

Локальные нормативные акты, принятые с нарушением ука­занного порядка или ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействи­тельными. В этих случаях применяются соответствующие нормы трудового законодательства.

Важнейшим источником трудового права является основной закон РФ — Конституция 1993 г. Конституция РФ закрепляет ос­новные трудовые права всех граждан, основные принципы право­вой) регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов особенной части трудового права, которые направле­ны) в свою очередь на обеспечение юридических гарантий кон­ституционных трудовых прав. Конституция РФ закрепляет прин­цип законности в сфере труда (ст. 7), ее высшую юридическую силу, равноправие перед законом и судом (ст. 30) и устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного право­вого регулирования труда являются составной частью системы трудового права (ст. 15). Прямо относится к трудовому правую ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая основные трудовые права граждан, а также ее ст. 32, 34, 41, 43, 44. Основные трудовые обя­занности в Конституции РФ 1993 г. не указаны, но они предусмотрены Кодексом и другими российскими законами (о госу­дарственной федеральной службе и т. д.). Статья 76 Конституции РФ разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов по принятию норм трудового законодательства и устанавливает су­бординацию актов трудового права.

Другим важнейшим источником трудового права является Тру­довой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ — четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового права, регулирующая труд. Вто­рой КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от пер­вого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кро­ме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменял­ся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Зако­ном от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответст­вии с Федеральным законом о занятости 1991 г. в него была до­полнена гл. III-A о содействии занятости и трудоустройству.

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исклю­чены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) имеет широкую сферу действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существен­ное значение имеют и такие Федеральные законы, как «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 нояб­ря 1995 г. № 175-ФЗ, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Право законодательной инициативы согласно ст. 104 Консти­туции РФ имеют Президент РФ, Совет Федерации и каждый его <лен, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, пред­ставительные органы субъектов Федерации, а также по вопросам -ix ведения — Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы.

Новый Кодекс, как указывалось ранее, сохранил на 70 про­центов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих ны­нешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение соци­ально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уров­не организации, как индивидуальных, так и коллективных, рас­ширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функ­ции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организа­ции и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его прак­тического применения.

И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, яв­ляется именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов:

о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содейст­вии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых кол­лективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Раздел IX. «Подготовка и переподготовка кадров».

Раздел X. «Охрана труда».,

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных ка­тегорий работников».

Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде».

Раздел XIV. «Заключительные положения», который не имеет глав.

Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятель­ные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федераль­ные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправле­ния и локальные, принятые в организации, должны соответство­вать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Прези­дента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны про­тиворечить Кодексу и иным федеральным законам (ст. S ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федераль­ным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый фе­деральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответст­вующих изменений.

Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательст­вом. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это:

— Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», впервые урегулировавший социально-партнер­ские отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок заключения коллектив­ных договоров;

— Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости РФ, 1991, № 18, ст. 565;

1992, № 34, ст. 1974. Новая редакция от 20 апреля 1996 г.— Рос­сийская газета, 1996, 6 мая), определивший государственную по­литику по обеспечению занятости и гарантии безработным;

— Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Россий­ской Федерации», установивший правовой статус судей, в том числе и основания для приостановления и прекращения их пол­номочий;

— Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие новейшие законы РФ (об образовании, о прокуратуре, о государственной федеральной службе и т. п.).

Индивидуальные трудовые договоры не являются источниками трудового права, но они представляют определенную договорную часть всего механизма правового регулирования труда, которая при переходе к рыночным отношения расширяется. Не все акты регу­лирования труда являются источниками трудового права. Напри­мер, социально-партнерские соглашения, коллективные договоры, хотя и являются договорным регулированием, но их нормативная часть подходит под понятие источника трудового права, поскольку в них могут быть локальные нормы права, чего нельзя сказать об индивидуальном трудовом договоре (т. е. в нем нет нормы трудо­вого права). Это акт договорного правоприменения трудового за­конодательства со стороны двух договаривающихся сторон: работ­ника и работодателя, устанавливающий сроки и порядок примене­ния трудового законодательства к конкретному работнику, его условия труда. Индивидуальный трудовой договор можно назвать актом индивидуально-правового регулирования.

 

Тарифная система.

Тарифная система - совокупность нормативов, при помощи которых производится дифференциация заработной платы различных категорий работников в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы.

Элементы:

1. тарифные ставки,

2. оклады (должностные оклады);

3. тарифные коэффициенты;

4. тарифную сетку.

Тарифные системы разрабатываются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержат квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников.

Справочник предназначен для тарификации работ (определения разряда их сложности) и присвоения разрядов рабочим.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих служит основой для дифференциации оплаты труда указанных категорий работников.

При разработке тарифной системы должны учитываться государственные гарантии по оплате труда, т.е. обязанность работодателя регулярно производить индексацию заработной платы, в повышенном размере оплачивать работу с особыми условиями труда, недопустимость установления оплаты труда ниже установленного федеральным законом минимума и др.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Тарифные ставки определяют размер оплаты труда работников соответствующих разрядов в единицу времени (час, день, месяц).

Тарифная ставка первого разряда - это размер вознаграждения за простой труд (труд низшего уровня квалификации), произведенный в единицу времени (день, час, месяц). Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже МРОТ.

Тарифные ставки второго и последующих разрядов определяются умножением тарифной ставки первого разряда на тарифные коэффициенты соответствующих разрядов.

Наряду с тарифными ставками тарифная система включает оклады, а также должностные оклады для руководителей, специалистов и служащих. Оклады могут устанавливаться для рабочих. Должностные оклады (ежемесячный размер оплаты труда работника, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью и квалификацией) устанавливаются в штатном расписании.

Тарифная сетка - совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается непосредственная зависимость заработной платы рабочего от его квалификации.

Тарифные сетки имеют следующие параметры: число разрядов, диапазон сетки (соотношение тарифных коэффициентов крайних ее разрядов); межразрядные соотношения (абсолютное и относительное нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду).

Единая тарифная сетка (ЕТС) применяется ко всем работникам независимо от характера труда. Единая тарифная сетка предусматривает 18 разрядов оплаты труда и соответствующие им тарифные коэффициенты. Для первого разряда устанавливается коэффициент 1,0, для последнего, восемнадцатого, - 4,5. Увеличение разряда сопровождается увеличением тарифного коэффициента и, соответственно, размера оклада (ставки).

Тарифный разряд отражает сложность труда и требуемый от работника квалификационный уровень. Квалификационный разряд отражает уровень профессиональный подготовки работника. Эти разряды могут не совпадать в тех случаях, когда профессиональная подготовка работника ниже или выше той, которая требуется для выполняемой работы.

Независимо от вида работодателя и формы собственности организации тарифные системы устанавливаются в едином порядке - коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: