Модель — это заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступными к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенком.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей.
Существуют разные классификации моделей. По характеру познаваемых признаков выделяется: система сенсорных моделей, выражающая сенсорные признаки предмета: цвет, форму, величину, характер поверхности и т. д.;система понятийных моделей, выражающая существенные признаки группы предметов природы (растения, животные, травянистые и древовидные растения).
По характеру изображения модели бывают предметными (первый вид). В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, особенности. Например, модель растения, которая состоит из изображения его основных частей: корня, стебля, листа, цветка и т. д.
Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь признаки объектов природы фиксируются при помощипредметов-заместителейи графических знаков. Объект узнаваем, но дан в схеме. Третий вид —графические модели, которые в дошкольном возрасте используются редко, только если изображение модели рождает у ребенка узнаваемый образ. Например, модель живого организма Н. Н. Кондратьевой.
Модель как наглядно-практическоесредство познания должна соответствовать ряду требований:
—четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
—быть доступной для восприятия и действия с ней;
—обозначать существенные признаки объектов для выполнения ею функции обобщения;
—облегчать познание1.
Какова последовательность обучения детей моделированию?
1.Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы
спомощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
2.Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки.
3.Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3–4.
4.Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).
5.Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.).
Обучение дошкольников моделированию должно находиться в тесной связи с обследовательскими действиями. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.
Интеграции экологического содержания с другими образовательными областями служит метод проектов.
Экологические проекты предоставляют дошкольникам возможность изучить тот или иной объект разносторонне, побывать в роли исследователя, понять, как многогранно то или иное природное явление. Проекты экологического содержания можно отнести к исследовательским. Исследовательские проекты предполагают проверку предположений с использованием разных способов познания (наблюдение, эксперимент).