Пятый год жизни
Образовательные задачи
Развитие речи как средства общения и культуры. Развитие речевого взаимодействия с
взрослым, диалогического общения со сверстниками.
Расширение активного словаря; правильное понимание и употребление слов; стиму-
лирование словесного творчества.61
Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи, подведе-
ние к элементарному словотворчеству, экспериментирование со структурой предло-
жения.
Развитие правильного произношения, фонематического восприятия, умения пользо-
ваться интонационными средствами выразительности речи.
свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными
предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;
• может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);
• употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;
• использует речь для планирования действий;
• понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого
ребенка о путешествии);
• свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и
намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости;
• проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных
произведений;
• по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из теле-
передач, книг и др.);
• рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с
рифмой и словом;
• имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове,
предложении).
Шестой год жизни
Образовательные задачи
Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание диалогического
общения детей со сверстниками, умение пользоваться разнообразными средствами
общения — словесными, мимическими, пантомимическими (с учетом конкретной си-
туации).
Обогащение, уточнение и активизация словаря, работа над смысловой стороной
речи.
Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, представлений о словесном
составе предложения, звуковом и слоговом звучании слова.
Речь:
• свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными
предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;
• может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);
• употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;
• использует речь для планирования действий;
• понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого
ребенка о путешествии);
• свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и
намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости;
• проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных
произведений;
• по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из
телепередач, книг и др.);
• рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с
рифмой и словом;
• имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове,
предложении).
| Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство
общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего
мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, ми-
ни-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных
из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе зна-
комые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии
с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин
(в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми раз-
нообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации
(телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского
спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения
вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать
комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помо-
щью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными,
обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, харак-
теризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному (бе-
лый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озор-
ник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный,
пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со
смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произ-
несение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные 97
по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,
с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место
звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовы-
вать слова в предложениях: существительные с числительными (пять
груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зе-
леное брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку уда-
рения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возмож-
ность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов
Упражнять в образовании однокоренных слов
Помогать детям правильно употреблять существительные множест-
венного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в пове-
лительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной сте-
пени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы-
сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать не-
большие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании
сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно
развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,
придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого
характера на тему, предложенную воспитателем
| Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция
речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать
свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструкти-
рование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё вни-
мание на предстоящей деятельности.
К пяти годам ребёнок уже способен правильно произнести поч-
ти все звуки речи. Ребёнок бегло излагает свои мысли. Рассказывая,
интонационно организует речь. Без труда находит в тексте пропу-
щенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребёнок
способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у дру-
гих, чуть позже — у себя.
Овладение речью как
средством общения и
культуры
Участвует в коллективных разговорах, вла-
деет нормами вежливого речевого общения.
• Пересказывает литературное произведе-
ние без существенных пропусков.
Понимает авторские средства выразитель-
ности, использует их в собственном рассказе.
• Использует осознанно слова, обозначаю-
щие видовые и родовые обобщения.
• Подбирает к существительному несколько
прилагательных; заменяет слово другим сло-
вом со сходным значением.
• Имеет чистое и правильное звукопроиз-
ношение.
• Осуществляет звуковой анализ слова (че-
тырёх-, пятизвуковые слова).
• Выделяет ударный слог и ударный глас-
ный звук в слове.
• Пользуется способами установления рече-
вых контактов со взрослыми и детьми; уместно
пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
• Использует самостоятельно грамматичес-
кие формы для точного выражения мыслей.
• Точно употребляет слово в зависимости от
замысла, контекста или речевой ситуации.
• Понимает значения слов в переносном и
иносказательном значении.
• Использует средства интонационной вы-
разительности при чтении стихов, пересказе,
собственном творческом рассказывании
Обогащение активного
словаря в процессе вос-
приятия художественной
литературы
Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки. • Называет жанр произведения. • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. • Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. • Придумывает загадки, сравнения к обра- зам прочитанных произведений. • Самостоятельно включается в игру-драма- тизацию
|