Дайте анализ трех комплексных программ по реализации образовательной области «Речевое развитие» (возраст на выбор)

 

 «Истоки» «От рождения до школы»       «Мозайка»
Пятый год жизни Образовательные задачи  Развитие речи как средства общения и культуры. Развитие речевого взаимодействия с взрослым, диалогического общения со сверстниками.  Расширение активного словаря; правильное понимание и употребление слов; стиму- лирование словесного творчества.61  Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи, подведе- ние к элементарному словотворчеству, экспериментирование со структурой предло- жения.  Развитие правильного произношения, фонематического восприятия, умения пользо- ваться интонационными средствами выразительности речи. свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения; • может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам); • употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения; • использует речь для планирования действий; • понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии); • свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости; • проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений; • по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из теле- передач, книг и др.); • рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом; • имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении). Шестой год жизни Образовательные задачи  Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание диалогического общения детей со сверстниками, умение пользоваться разнообразными средствами общения — словесными, мимическими, пантомимическими (с учетом конкретной си- туации).  Обогащение, уточнение и активизация словаря, работа над смысловой стороной речи.  Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи.  Развитие звуковой и интонационной культуры речи, представлений о словесном составе предложения, звуковом и слоговом звучании слова. Речь: • свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения; • может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам); • употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения; • использует речь для планирования действий; • понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии); • свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости; • проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений; • по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг и др.); • рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом; • имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении). Старшая группа (от 5 до 6 лет) Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, ми- ни-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе зна- комые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми раз- нообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помо- щью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, харак- теризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (бе- лый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озор- ник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом. Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произ- несение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные 97 по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовы- вать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зе- леное брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку уда- рения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возмож- ность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов Упражнять в образовании однокоренных слов Помогать детям правильно употреблять существительные множест- венного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в пове- лительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной сте- пени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы- сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать не- большие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструкти- рование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё вни- мание на предстоящей деятельности. К пяти годам ребёнок уже способен правильно произнести поч- ти все звуки речи. Ребёнок бегло излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в тексте пропу- щенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребёнок способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у дру- гих, чуть позже — у себя.   Овладение речью как средством общения и культуры Участвует в коллективных разговорах, вла- деет нормами вежливого речевого общения. • Пересказывает литературное произведе- ние без существенных пропусков. Понимает авторские средства выразитель- ности, использует их в собственном рассказе. • Использует осознанно слова, обозначаю- щие видовые и родовые обобщения. • Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим сло- вом со сходным значением. • Имеет чистое и правильное звукопроиз- ношение. • Осуществляет звуковой анализ слова (че- тырёх-, пятизвуковые слова). • Выделяет ударный слог и ударный глас- ный звук в слове. • Пользуется способами установления рече- вых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами. • Использует самостоятельно грамматичес- кие формы для точного выражения мыслей. • Точно употребляет слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации. • Понимает значения слов в переносном и иносказательном значении. • Использует средства интонационной вы- разительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании Обогащение активного словаря в процессе вос- приятия художественной литературы Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки. • Называет жанр произведения. • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. • Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. • Придумывает загадки, сравнения к обра- зам прочитанных произведений. • Самостоятельно включается в игру-драма- тизацию

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: