Дайте анализ трех комплексных программ по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (возраст на выбор)

«Истоки» «от рождения до школы» «Мозайка»
Шестой год жизни Образовательные задачи  Создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе.  Формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, сообществу детей и взрослых в группе, формирование первоначальных основ патриотизма.  Формирование способности к организации взаимодействия со взрослыми и свер- стниками в ходе совместной деятельности, поддержка самостоятельности в процессе реализации разных видов детской деятельности.  Поддержка стремления ребенка принять участие в различных видах творческой деятельности, стремления помочь другим и умение принять помощь как от педагогов, так и от детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело.  Расширение представлений детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Самообслуживание и элементы труда • распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате; • владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.); • стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.). Общение Общение со взрослым: • инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей; • поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.); • умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; • в общении проявляет уважение к взрослому. Общение со сверстниками: • способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья); • проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности; • умеет договариваться со сверстниками;121 • проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.)   раздел содержание образовательной работы включает в себя: · Для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности педагог: · Для формирования эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважения и чувства принадлежности своей семье, сообществу детей и взрослых педагог: · Для развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий воспитатель: · Для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, · Для формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе педаго Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие инте- ресные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстни- ков. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающе- му, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных мес- тах; об обязанностях в группе детского сада, дома. 50 Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до сви- дания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значе- ние родного языка в формировании основ нравственности. Ребенок в семье и сообществе Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образ- ные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружа- ющей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений. Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.53 Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, укра- шать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать создан- ные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.). Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и сов- местно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.57 Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, бла- годарить. Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить матери- алы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготов- ленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельнос- ти. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить на- чатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспиты- вать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку иг- рать, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в до- стижении конечного результата. Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (под- метать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столо- вой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поруче- ния, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).58 Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цве- тущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созда- нию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать де- тям чувство благодарности к людям за их труд. Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить живот- ному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, раду- га), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвиже- ния пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой 62 медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». Безопасность собственной жизнедеятельности. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с ра- ботой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. Овладение коммуника- тивной деятельностью и элементарными обще- принятыми нормами и правилами поведения в социуме Самопознание • Называет фамилию, имя, отчество роди- телей, домашний адрес, родственные связи и свою социальную роль в них (тётя, дядя, внук, внучка, прабабушка, прадедушка, наш род). • Оценивает, сравнивает свои поступки и поступки сверстников, выделяет особеннос- ти другого человека и самого себя. • Понимает последствия своего поступка, его влияние на эмоциональное состояние других людей. • Управляет своими чувствами (сдерживать слёзы, огорчение, гнев). • Умеет дружить, оказывать помощь, де- литься игрушками. • Использует в речи вежливые выражения «добрый день», «до завтра», «извините», «по- жалуйста», «не могли бы вы…», «будьте лю- безны» и т.д. • Внимательно относится к противополож- ному полу. Мальчики умеют: подавать стул, в нужный момент оказывать помощь донести что-нибудь; девочки — оказывать помощь в соблюдении внешнего вида, уборке вещей и т.п. Умеет с благодарностью относиться к по- мощи и знакам внимания противоположного пола • Понимает, что причинами конфликта мо- гут быть противоположные интересы, взгля- ды, суждения, чувства. Мир, в котором я живу • Проявляет интерес к жизни народа в сво- ём городе (селе), к настоящему и будущему. • Называет свою страну, её столицу, область, областной центр, город (село), в котором живёт. • Рассказывает о своей стране, области, об- ластном центре, городе (селе). • Знает стихи, поговорки, пословицы, отража- ющие любовь и заботу к близким, труд людей. • Имеет представления: о человеческом об- ществе; об эмоциональном состоянии лю- дей, личностных качествах, характере взаи- моотношений. • Называет наиболее известные достоприме- чательности города, села, названия несколь- ких улиц, носящих имена известных людей. • Имеет представления о народных и госу- дарственных праздниках, государственных символах (флаг, герб, гимн). • Выполняет правила поведения в обще- ственных местах. • Обогащает игру, используя собственный жизненный опыт, кругозор, знания о мире. • Инициирует обобщение игровых действий в слове, перенос их во внутренний вообража- емый план (игры-фантазии). • Проявляет интерес к народной культуре, к культуре людей, живущих рядом (татары, на- роды Севера и т.д.) Овладение элементарной трудовой деятельностью Бережёт результаты труда, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. • Протирает игрушки и учебные пособия, моет игрушки, строительный материал, ре- монтирует книги, игрушки. • Убирает постель после сна. • Выполняет обязанности дежурных. • Оценивает результаты своего труда. • Планирует трудовую деятельность, от- бирает необходимые материалы, делает не- сложные заготовки Овладение основами собственной безопаснос- ти и безопасности окру- жающего мира Проявляет внимательность и наблюда- тельность к окружающим людям. • Может сказать «нет» незнакомому взросло- му, который уговаривает ребёнка пойти с ним, а также сверстникам, подросткам, которые пы- таются втянуть ребёнка в опасную ситуацию. • Понимает, насколько опасны колющие, режущие предметы. • Понимает, что электрический ток помогает людям, но он может быть опасен, поэтому де- тям самостоятельно включать электроприборы нельзя, а также прикасаться к включённым. • Понимает, что существуют пожароопас- ные предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к пожару. Знает о последствиях пожара. • Понимает, что лекарства, в том числе и ви- тамины, в больших количествах очень опасны, поэтому принимать их самостоятельно нельзя. • Соблюдает элементарные правила обра- щения с водой. • Знает, где и как нужно переходить дорогу (переход «зебра», светофор, «островок безо- пасности»). • Знает дорожные знаки: «Пешеходный пе- реход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт меди- цинской помощи», «Пункт питания», «Мес- то стоянки», «Въезд запрещён». • Соблюдает культуру поведения в транс- порте  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: