ИЗО – отражение ребенком окружающей действительности.
Задачи:
1. Развитие эстетического восприятия и эстетического чувства.
2. Развитие детского творчества и способностей.
3. Формирование технических навыков рисования, лепки, конструирования.
Характеристика видов ИЗО:
рисование – вид изобразительной деятельности, где изображение создается на плоскости с помощью художественных материалов. Материалы: карандаши, гуашь, пастель, мелки, сангина, акварель. Со ср. гр. можно объединять материалы: карандаш+гуашь и т.д. Может быть предметным, декоративным, сюжетным, со ст. гр. – рисование с натуры.
Вопросом занимаются: Соломенникова, Козакова, Комарова, Доронова и др.
лепка – вид ИЗО, где образ создается не только на плоскости, но и в объеме. Материалы: глина, пластилин, папье-маше, соленое тесто. Может быть предметной, декоративной, сюжетной.
Понятия:
приемы лепки – скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание, присоединение, примазывание;
способы лепки – пластический (из целого куска), конструктивный (из отдельных деталей) и комбинированный.
Вопросом занимаются: Халезова, Гончарова (скульптура), Курочкина и др.
аппликация – создание образа путем прикрепления отдельных деталей изображения на фон. Может быть предметной, декоративной, сюжетной. По способам: плоскостной, объемной, рельефной. По видам материал: бумага, ткань, природный, бросовый.
Мл. гр. – готовые геометрические формы или образы; со ср.гр. – учить использовать ножницы.
Вопросом занимаются: Брыкина, Богатеева, Артемова.
конструирование – создание поделок из различных конструкторов и материалов. Виды материалов: бумага, природный материал, конструктор, строительный материал (из крупногабаритных модулей), компьютерное моделирование, бросовый материал.
Вопросом занимаются: Паромонова, Романова, Христ, Курадовских и др.
31. Раскройте теоретические основы музыкального развития дошкольников Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников. Сущность основных категорий
Музыка является важнейшим средством воспитания детей, она приобщает к миру прекрасного, воздействует на формирование личности.
Задачи МВ:
1. Воспитывать интерес и любовь к музыке.
2. Научить ребенка слушать, слышать и воспринимать музыку.
3. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя с разными музыкальными произведениями. Произведения - вокальные, инструментальные, народные, классические, симфония, опера, балет и т.д.
4. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями.
а) песня – вступление, куплет, запев, припев;
б) слушание музыки – мелодия, темп, тембр;
в) музыкально-ритмические движения – плавные, быстрые;
г) танцы – русские народные, полька, хоровод и др.;
д) игра на детских музыкальных инструментах – название инструмента, способ звукоизвлечения.
5. Содействовать развитию музыкального слуха на основе полученных впечатлений.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость – учить сравнивать, систематизировать, анализировать.
7. Развивать творческую активность – сочинить песенку (на стихи), придумать свои танцевальные движения.
Программа воспитания и обучения в детском саду (1987 г.):
- новый вид музыкальной деятельности – творчество (впервые);
- музыкальная деятельность начинается со 2-й мл. гр.:
- новый вид музыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах со II полугодия ср.гр.
Виды музыкальной деятельности:
1) восприятие как самостоятельный раздел музыкального занятия – слушанье музыки и как подготовительный перед другими видами музыкальной деятельности;
2) исполнительство (пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах);
3) музыкальное творчество;
4) игра на детских музыкальных инструментах;
5) пение;
6) музыкально-ритмические движения;
7) музыкально-дидактические игры – как вид музыкальной деятельности или как метод, прием в обучении;
8) музыкально-образовательная деятельность.
Формы организации музыкальной деятельности:
1. Использование всех видов МД на музыкальных занятиях.
2. Музыка в повседневной жизни детского сада.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность.
4. Музыкальное воспитание в семье (слушание и просмотр детских музыкальных передач).
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности. Главная задача: вызвать интерес к музыке и музыкальным занятиям. МЗ проводятся в I половине дня, все праздники, досуги во II половине. Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Мл. гр. – 15 мин., ср. – 20, ст. – 25, подг. – 25 мин.
На МЗ применяются различные методы и приемы, основной – рассказ. Широко применяется игровой метод.
По форме МЗ бывают: групповые, по подгруппам, индивидуальные.
По содержанию:
- типовые – когда повторяются все виды музыкальной деятельности;
- доминантные – преобладает один вид деятельности;
- тематические – на определенную тему (весна, зима и т.д.);
- музыкально-тематические – марш, вальс, определенный композитор (Чайковский);
- комплексное – пляски, пение, лепка, рисование «Ежика» Кабалевского.
В повседневной жизни – организатор прослушивания воспитатель. Слушают музыку во время тихих игр, тематических концертов. При звучании музыки используются картины, репродукции, стихи, посвященные либо композитору, либо инструменту.
Самостоятельная МД – качество исполнения ниже, но дети занимаются этим увлеченно с большим желанием. Проходит в музыкальных уголках. Главная задача: заинтересованность и увлеченность детей. Умение применить полученные на музыкальных занятиях знания.
В методике музыкального воспитания категория «воспитание» рассматривается широко: как процесс, связанный с передачей социального опыта от одного поколения к последующему. В данном случае опыт поколений заключен в произведениях музыкальной культуры (текстах музыкальной культуры) и способах деятельности, позволяющих распредмечивать и опредмечивать заложенные в этих текстах смыслы и ценности.
Поэтому музыкальное воспитание рассматривается как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества.
Различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное, внешкольное.
В сущности категории музыкального воспитания дошкольников отражены задачи музыкального воспитания детей этого возраста, которые О.П. Радынова определяет следующим образом:
1.Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка в процессе приобщения его к различным видам музыкальной деятельности: восприятию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному творчеству.
2. Сформировать начала музыкальной культуры,
(она включает в себя:
·
компоненты музыкально-эстетического сознания: потребность и интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические эмоции и чувства, предпосылки музыкального вкуса
·
знания, умения и навыки: исполнительские, творческие умения, навыки восприятия музыки, общие знания о музыке и др.)
способствовать тем самым формированию общей духовной культуры личности.
Таким образом, в связи со спецификой задач музыкального воспитания дошкольников музыкальное воспитание дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание включает и обучение – это основной путь музыкального воспитания детей, обеспечивающий эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирования музыкальной культуры.
Термин музыкальное образование определяет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Выделяют общее (достаточное для любителей) и специальное музыкальное образование, подготавливающее к профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, педагогической, научной).
Под музыкальным образованием дошкольников (в условиях дошкольного учреждения) подразумевают «первые шаги» в этой области, цель которых – раскрытие содержания элементарных сведений о музыке, способах музыкальной деятельности.
Под музыкальным развитиемдошкольников понимается процесс становления и музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования творческой активности ребнка от протейших форм к более сложным.
Все эти понятия тесно связаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка зависит от организаии музыкального воспитания, включая обучение и образование.