Основы деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ: порядок назначения и освобождение от должности; основные права и обязанности

Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в РФ Государственная Дума ФС РФ большинством голосов от общего числа депутатов при тайном голосовании.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного определяется главой 2 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".

На должность Уполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека в РФ могут предложить:

1) Президент РФ,

2) Совет Федерации,

3) депутатские объединения в Госдуме,

4) депутаты Госдумы.

Срок пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ – 5 лет.

Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается от должности в случаях:

1) занятия деятельностью несовместимой с его статусом,

2) вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда,

3) неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности,

4) по личному заявлению.

Основной деятельностью Уполномоченного по правам человека в РФ является рассмотрение жалоб граждан РФ.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ:

1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;

3) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

4) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

 

 

Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека: функции, полномочия.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В Европейском суде по правам человека возможно рассмотрение исков к Российской Федерации в случае нарушения прав человека. В целях обеспечения эффективной защиты интересов России при рассмотрении дел в Европейском суде Указом Президента от 2 марта 1998 г. № 310 учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека.

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека назначается Президентом Российской Федерации по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации из числа федеральных государственных служащих, имеющих высшее юридическое образование и владеющих как минимум одним из официальных языков Совета Европы.

Основными функциями Уполномоченного являются:

- защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- в период до прекращения деятельности Европейской комиссии по правам человека Уполномоченный обеспечивает защиту интересов Российской Федерации при рассмотрении указанной Комиссией дел, возбужденных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- изучение правовых последствий решений Европейской комиссии по правам человека и Суда для государств - членов Совета Европы и подготовка рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики;

- обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при исполнении решений Комитета министров Совета Европы и Суда в связи с исками о нарушении Российской Федерацией своих обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая восстановление нарушенного права и выплату истцам денежной компенсации.

В федеральном бюджете отдельной строкой предусматриваются расходы на защиту интересов России в Европейском суде и выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений судом.

Вступление России в Совет Европы стало побудительным мотивом ускорения судебной реформы. Приняты законы об адвокатуре, судейском сообществе, введен институт судебных приставов, обновлены процессуальные кодексы. Однако коренные вопросы укрепления судебной власти, повышения качества правосудия, его доступности решаются медленно, половинчато или формально под­страиваются под западные стандарты.

В посланиях Президента парламенту отмечается неэффективность деятельности судебной системы. В стране сложилось теневое правосудие, теневая юстиция, судьи нередко принимают решения не по закону, а под давлением заинтересованных сторон. Нарушаются сроки рассмотрения дел, низка квалификация судей, не хватает кадров.

Многие считают, что психологически судьи еще не готовы коб­аданию пожизненным статусом. Пожизненное назначение снижает стимулы к совершенствованию, карьерному росту. Ротация руководящих кадров является азбукой управления. Мир идет по пути профессионализма и специализации судейского корпуса, а в России многие в судах института присяжных видят разрешение всех проблем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: