ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
Предмет, цели, задачи общей теории права.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, то есть круг изучаемых вопросов. Своим специфическим предметом любая наука отличается от других наук.
Предметом науки и учебной дисциплины «общая теория права» выступают общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.
Общая теория права – это общетеоретическая юридическая наука, которая занимается исследованием проблем, общих для всех юридических наук. Она, в частности, изучает такие общие для юриспруденции вопросы, как: происхождение государства и права; сущность государства и его назначение; формы государства; государственный механизм (аппарат); сущность права и его назначение; формы (источники) права; система права и его структура; правоотношения; формы реализации права; правонарушение и юридическая ответственность.
Таким образом, общая теория права представляет собой систему знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.
|
|
В системе юридических наук общая теория права занимает особое место.
Во-первых, она является вводной юридической дисциплиной, поскольку изучает основные правовые понятия. В этой связи говорят, что общая теория права выступает энциклопедией права.
Во-вторых, общая теория права является методологической правовой дисциплиной, так как дает исходные знания о праве и создает теоретические предпосылки для изучения других правовых дисциплин.
В-третьих, общая теория права является интегрирующей правовой дисциплиной, поскольку основывается на основных понятиях отраслевых правовых дисциплин.
Методология общей теории права.
Методы (методология) общей теории права представляет собой совокупность приемов (способов) научного познания.
Указанные методы подразделяются на две группы:
1) общие (общенаучные), которые применяются во всех юридических науках;
2) частные (частнонаучные), которые вырабатываются и применяются в конкретных юридических науках.
К общенаучным методам относят такие методы, как: системный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, исторический, сравнительный, социологический.
К числу частнонаучных методов, используемых в общей теории права, относят специально-правовые методы исследования: структурно-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический (толкования права).
Среди перечисленных методов определяющее значение имеют системный и структурно-функциональный методы. Согласно первому методу, основные объекты исследования общей теории права – государство и права – представляются в виде самостоятельных систем, которые состоят из менее объемных частей – подсистем и т.д.
|
|
Структурно-функциональный метод основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, каждая из частей которой выполняет определенные функции. Например, государство состоит из государственного аппарата, который в свою очередь подразделяется на несколько групп государственных органов. Последние делятся на конкретные органы, выполняющие определенные функции в соответствии с предоставленной им компетенцией.
Все методы применяются комплексно, в различных сочетаниях, что определяется спецификой исследуемого объекта.
Место и роль общей теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
ОТП теснейшим образом связана с другими науками. Сообразно своему предмету она с одной стороны общая теория, основана для их существования и развития, выполняя по отношению к ним определенную методологическую роль. С другой стороны ОТП способна успешно развиваться лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных юридических наук, используя и обобщая их методы. Все отраслевые юридические науки (конституционное право, административное, трудовое, гражданское и т.д.) руководствуются выработанными ОТП положениями о сущности, типе, формах и функционирования государства и права, нормы права, нормативные акты, акты применения права. ОТП органично связана не только с правоведением, но и гуманитарными науками: историей, экономической наукой, политологией. Методологические объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения ОТП играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружая их правильными научными подходами к специальности, предохраняя от опасности стать узкими специалистами, активно способствуя формированию профессиональной подготовке юридических кадров. Тесное соотношение ОТП с другими гуманитарными науками обогащает ее содержанием и позволяет ей воздействовать на расширение кругозора и развития интеллектуального потенциала.
Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе.
Для первобытного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.
Власть в догосударственный период носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода — мужчины и женщины, имевшие равные права. В родовой общине самой высокой властной инстанцией было общее собрание сородичей.
Кроме родовых собраний органами общественной власти при первобытном строе являлись старейшины, военачальники и жрецы, которые избирались из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Их влияние в обществе, поддержка членов рода всецело зависели от личных качеств (мудрости, опыта, ловкости, хозяйственной способности, военной доблести и т.д.).
Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, т.к. распространялась только на членов рода и базировалась на кровных связях.
Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин (а во время войны — и военачальников). Совет старейшин избирал вождя племени. Эта должность на ранних этапах общественного развития также была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
Таким образом, в первобытном обществе отсутствовала специальная группа людей, которая затем выделяется из его состава с целью управления и осуществления власти.
|
|
Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного и длительного применения.
Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рациональные и полезные для общества варианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.
Позднее появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию еще не очень сложных на том этапе общественных отношений.
Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной морали, религиозных норм, обычаев, традиций вполне справедливо позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами». Они имели естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении и сознании людей, действовавших в силу привычки. Поэтому. для первобытного человека существовали единые правила поведения.
Применяя современные классификации правовых норм и способов правового регулирования общественных отношений, нормы первобытного общества можно разделить на два вида: 1) устанавливающие определенные правила поведения и 2) предусматривающие ответственность за нарушение данных правил.
В первом случае социальные нормы запрещают («нельзя»), позволяют («можно») или обязывают («необходимо») совершать какие-либо поступки. Запреты совершать определенные действия выступали в виде табу. Существовали, например, следующие запреты: на инцест — брак между кровными родственниками; убийство, телесные повреждения, воровство; нарушение распределения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п.
Дозволения также определяли поведение отдельного человека или объединений людей в первобытном обществе, указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.д. Позитивное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое поведение человека в повседневной жизни (поддержании костра, изготовлении орудий труда и т.д.).
|
|
К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись санкции — общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей, выражали интересы всех членов рода, племени, объединяли их на выполнение той или другой задачи и тем самым служили воплощением единства, сплоченности своего коллектива. Не будучи закрепленными в письменной форме, они существовали в сознании и поведении людей, обеспечиваясь в основном силой привычки и соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода и др.).
Таким образом, особенности первобытного строя были таковыми, что не требовали стоящей над обществом специфической власти и специальных абстрактных норм, отражающих интересы различных социальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая глубокое экономическое и социальное единство данного сообщества — рода, племени.