Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государство как целым, так и его частями (А.Ф.Вишневский)

В теории и практике выделяют две формы государственного устройства – простые (унитарные) и сложные (федерации и конфедерации).

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства. Они представляют собой цельные государственные образования, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются централь­ным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действуют единые система высших орга­нов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая и кредитная политика, гражданство, вооруженные силы.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Для первого характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной само­стоятельностью. Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и правотворческую автономию. Од­нако нормотворческая деятельность местных органов того или иного уровня административно-территориальных единиц носит подчиненный, подзаконный характер. Унитарное государство мо­жет быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и мно­гонациональным (Китай, Афганистан).

 

Федерация (от лат.— объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственны­ми образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.

Для большинства федеративных государств характерны следующие признаки:

1) компетенция между федерацией и ее субъектами разграни­чивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

2) существует федеральная система законодательства и зако­нодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона.

3) парламент имеет двухпалатное строение, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

4) существуют единые финансовая и денежная системы;

5) у субъектов отсутствует право выхода из федерации (сецессия).

В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованную на основе территориального принципа) и националь­но-государственную (образованную по национальному принципу).

Менее распространенной формой государственного устройства явля­ется конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собствен­ные высшие органы власти, управления и правосудия. Для коорди­нации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы, функционирующие лишь в строго определенных целях.

Конфедерация, как правило, носит временный характер и не­редко рассматривается как промежуточное звено на пути движе­ния государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией считается Швейцария, хотя фактичес­ки она является федерацией. Признаки конфедерации также име­ются в Содружестве Независимых Государств (СНГ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: