Организации и деятельности.
Задачи и функции государства осуществляются при помощи государственного аппарата или механизма государства.
Понятия «механизм государства» и «аппарат государства» часто отождествляются. Однако в юридической науке существует и иная точка зрения (С.А.Комаров), в соответствии с которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих государственно-властную деятельность и наделенных для этого необходимыми полномочиями. Понятие государственного механизма трактуется более широко, в него включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и др.). Эта точка зрения представляется более обоснованной.
Механизм государства — это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства (А.Ф.Вишневский).
Для механизма государства характерны следующие признаки:
|
|
1) он состоит из особой группы людей, которая профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);
2) первичными элементами механизма государства являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие;
3) каждый государственный орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями;
4) государственные органы при необходимости имеют возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.).
Осуществляя функции государства, государственные органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний государственной власти, так и методы, предусматривающие применение средств правового воздействия — вплоть до принуждения.
Единый и целостный механизм современного государства весьма сложен и подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну подсистему образуют высшие органы государства, которые подразделяются на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Другую подсистему составляют органы правопорядка — суд, прокуратура, полиция, силовые структуры (армия, органы государственной безопасности и др.).
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры и др.
В целях эффективного функционирования механизма государства выделяются следующие принципы его организации и деятельности:
|
|
1) принцип демократизма,, позволяющий учитывать разнообразные интересы большинства граждан, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который позволяет формировать государственные механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц;
3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;
4) принцип профессионализма должностных лиц государственных органов;
6) принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
Построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе вышеизложенных принципов будет способствовать стабилизации общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране.
Теория разделения властей: теория, история, практика.