Понятие и назначение аппарата ( механизма ) государства, принципы его

Организации и деятельности.

Задачи и функции государства осу­ществляются при помощи государственного аппарата или механиз­ма государства.

 Понятия «механизм государства» и «аппарат госу­дарства» часто отождествляются. Однако в юридической науке существует и иная точка зрения (С.А.Комаров), в соответствии с которой под государственным аппаратом понима­ется система органов, непосредственно осуществляющих государ­ственно-властную деятельность и наделенных для этого необходи­мыми полномочиями. Понятие государственного механизма трактуется более широко, в него включаются также «материальные придатки» государственного ап­парата (вооруженные силы, полиция, исправительно-трудовые уч­реждения и др.). Эта точка зрения представляется более обоснованной.

Механизм государства — это целостная, иерархическая сис­тема государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих государственную власть, задачи и функции госу­дарства (А.Ф.Вишневский).

Для механизма государства характерны следующие признаки:

1) он состоит из особой группы людей, которая профессионально зани­мается управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);

2) первичными элементами механизма государства являются государственные органы и учреждения, в которых рабо­тают государственные служащие;

3) каждый государственный орган обладает власт­ными, обязательными для всех полномочиями;

4) государ­ственные органы при необходимости имеют возможность исполь­зовать организационные и материальные орудия принуждения, со­ответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.).

Осуществляя функции государства, государственные органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний государственной власти, так и методы, предусматривающие применение средств правового воздействия — вплоть до принуждения.

 

Единый и целостный механизм современного государства весь­ма сложен и подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну подсистему образуют высшие органы государства, которые подразделяются на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Другую подсистему составляют органы право­порядка — суд, прокуратура, полиция, силовые структуры (армия, органы государственной безопасности и др.).

К органам государства примыкают государственные учрежде­ния, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют функции в сфере экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры и др.

В целях эффективного функционирования механиз­ма государства выделяются следующие принципы его организации и деятельности:

1) принцип демократизма,, позволяющий учитывать разнообразные интересы большинства граждан, особенности национальной культуры, тради­ций, обычаев;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполни­тельной, судебной), который позволяет формировать государствен­ные механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государ­ственного аппарата;

4) принцип профессионализма должностных лиц государственных органов;

6) принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

 Построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе вышеизло­женных принципов будет способствовать стабилизации общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране.

Теория разделения властей: теория, история, практика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: