Орган государства — это структурно-обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями (А.Ф.Вишневский).
Из данного определения вытекают основные признаки государственного органа.
Во-первых, государственный орган является самостоятельным элементом аппарата государства и образуется в установленном законом порядке. Система государственных органов устанавливается обычно Конституцией.
Во-вторых, для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимыми государственно-властными полномочиями, в соответствии с которыми издает обязательные к исполнению правовые акты.
В-третьих, государственный орган имеет свою особую внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управлений, отделов, отделений, комиссий и др.).
В-четвертых, орган государства располагает материальной базой и финансовыми средствами (зданиями, средствами связи, прочим оборудованием, деньгами), которые требуются для осуществления его компетенции.
В-пятых, орган государства состоит из государственных служащих, находящихся в особых правоотношениях между собой, государственным органом и государством.
В-шестых, орган государства, участвуя в реализации функций государства, использует для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.
В-седьмых, орган государства при необходимости ликвидируется в установленном законом порядке.
Органы государства классифицируются по различным основаниям. Так, по принципу разделения властей различают законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.
В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд), центральные (министерства, ведомства) и местные (советы, исполкомы).
По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, правительство, исполкомы) и единоначальные (министерства, управления, отделы) органы государства.
По характеру компетенции различают государственные органы общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).
Иногда органы государства классифицируются и по другим критериям. Например, по форме осуществления государственной деятельности они подразделяются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы;
Все государственные органы и учреждения, выполняя определенные задачи, связаны между собой и являются частями общего механизма государства, в котором действуют согласованно, в единой системе.
Политическая система общества: понятие и структура. Эволюция
Политической системы белорусского общества.
Понятие политическая система широко распространяется в 50 -60 годы 20 века.
Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой.
Системный подход позволяет рассматривать политическую сферу как единое целое, в котором все политические явления и процессы взаимосвязаны.
Большой вклад в изучение политических систем внесли американские ученые Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд.
Парсонс применил системный метод для изучения общества, выделив в нем экономическую, правовую, политическую подсистемы и подсистему верований и морали.
Изучение политической системы продолжил Истон, который указывал, что она имеет границы, которые могут раздвигаться или сужаться.
Политическая система обладает верховенством, следовательно, правом принимать обязательные для всех решения.
Политическая система определяется по-разному. Западные исследователи под политической системой понимают совокупность взаимодействий в обществе, направленных на достижение коллективных целей и интеграцию общества.
В нашей литературе политическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных государственных и общественных институтов, политических и правовыхнорм, политических идей и взглядов, с помощью которых осуществляется политико-властные отношения.
В структуре политической системы выделяются:
§ Институциональная подсистема (государство, политические партии, общественные объединения, СМИ, церковь).
§ Правовая подсистема (нормативные акты, законы, кодексы, уставы).
§ Культурно – идеологическая (политические идеи, взгляды).
§ Функциональная подсистема, которая отражает методы и способы осуществления власти.
Политическая система РБ прошла в своем развитии 2 этапа:
§ Политическая система БССР.
§ Политическая система РБ.
Процесс реформирования политической системы БССР начинается с периода перестройки и 19 конференции КПСС.
Наиболее быстро реформирование старых и создание новых политических институтов идет с 1994 года.
Институциональное направление связано с появлением института президентства. Реформирование парламента, реформирование органов местного самоуправления, возникают политические партии, общественные объединения.
Развитию нормативной подсистемы.
Разработка идеологических ценностей белорусского государства, соответствующих общечеловеческим ценностям и менталитету белорусского народа.
Развитие коммуникационной подсистемы, то есть совершенствование, взаимодействие внутри политической системы и системы с обществом.
Совершенствование политической системы происходит неоднозначно, сопровождается противоречиями.