Политико-правовой режим

Политико-правовой режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах (А.Ф.Вишневский).                 

Политико-правовой режим в значительной мере индивидуали­зирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества.

Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы дея­тельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).

Политических режимов (в узком и широком смысле) существу­ет много, поскольку на разновидность их оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, соотношение политических сил в стране, международная обстановка и др.

Демократическому режиму прису­щи следующие основные черты:

1) плюрализм в общественно-политической жизни. Этот прин­цип проявляется в деятельности различных партий, других обще­ственных организаций и объединений, которые представляют ин­тересы самых различных социальных групп и слоев населения.

2) реализация в практике прин­ципа разделения властей.

3) признание и уважение прав и свобод личности;

4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод личности;

5) либеральный режим экономической жизни.

 

Демократический режим базируется на правовой основе, ко­торая отражает объективные потребности развития личности и общества, а поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона.

Недемократическим режимам присущи сле­дующие черты:

1) господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности.

2) ограничение политических прав и свобод;

3) прямое вмешательство государства в экономику;

4) широкое использование карательных мер в отношении противников режима.

 

Ясно, что демократический режим в устройстве государства наиболее адекватен новым задачам, которые ставит перед чело­вечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

14.Функции государства: понятие," классификация, содержание.

В научной и учебной литературе под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности по осу­ществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Первое служит критерием разграничения функ­ций государства, второе показывает, какие управленческие дей­ствия в данной сфере совершает государство.

Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. По­этому и функции государства по сферам действия подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям белорусского государства сле­дует отнести:

а) экономическую. Она характеризуется выработкой и коорди­нацией государством стратегических направлений развития эконо­мики страны в наиболее оптимальном режиме. Это, например, вы­ражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной политике государства.

б) идеологическую. Она выражается в деятельности государ­ства по научной разработке и поддержке определенной гуманис­тической идеологии, в том числе политической, религиозной, патриотической, обеспечивающей соответствующую направлен­ность образования, воспитания, деятельности средств массовой информации;

в) социальную. Она призвана обеспечить социальную защи­щенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в про­изводстве материальных и духовных благ;

г) функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Она выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципов правового государства — верховенства закона, равен­ства всех перед законом, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, неотвратимости наказания за правонарушения и др.;

а) экологическую. Она состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др;

ж) культурную. Ее составляет разносторонняя государствен­ная поддержка развития культуры — прежде всего национальной литературы, искусства, кино, средств массовой информации, нау­ки, образования и др.

К внешним функциям современного белорусского государства можно отнести следующие:

а) обеспечение обороноспособности страны, которая базируется на принципе поддержания достаточного уровня военной защищен­ности общества, отвечающего требованиям его национальной безо­пасности, защиты суверенитета и территориальной целостности;

б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, включающее установление и развитие экономических, полити­ческих, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы государства с интересами других стран.;

в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества предполагает недопущение новой гло­бальной войны, распространения ядерного оружия.

Практика свидетельствует, что ряд функций государства но­сит «пограничный», внутри-внешний, характер. Такой характер, например, все более приобретает экологическая функция. Поэтому разделение функций на внутренние и внешние на современном этапе развития государственно-организованного обще­ства носит в некоторой степени условный характер.

Все большее значение приобретает выделение глобальных функ­ций современного государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, создания и использования ядерной, информационной технологий, защиты прав и свобод человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: