Политико-правовой режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах (А.Ф.Вишневский).
Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества.
Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).
Политических режимов (в узком и широком смысле) существует много, поскольку на разновидность их оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, соотношение политических сил в стране, международная обстановка и др.
Демократическому режиму присущи следующие основные черты:
|
|
1) плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют интересы самых различных социальных групп и слоев населения.
2) реализация в практике принципа разделения властей.
3) признание и уважение прав и свобод личности;
4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод личности;
5) либеральный режим экономической жизни.
Демократический режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества, а поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона.
Недемократическим режимам присущи следующие черты:
1) господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности.
2) ограничение политических прав и свобод;
3) прямое вмешательство государства в экономику;
4) широкое использование карательных мер в отношении противников режима.
Ясно, что демократический режим в устройстве государства наиболее адекватен новым задачам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.
14.Функции государства: понятие," классификация, содержание.
В научной и учебной литературе под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Первое служит критерием разграничения функций государства, второе показывает, какие управленческие действия в данной сфере совершает государство.
|
|
Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. Поэтому и функции государства по сферам действия подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям белорусского государства следует отнести:
а) экономическую. Она характеризуется выработкой и координацией государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Это, например, выражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной политике государства.
б) идеологическую. Она выражается в деятельности государства по научной разработке и поддержке определенной гуманистической идеологии, в том числе политической, религиозной, патриотической, обеспечивающей соответствующую направленность образования, воспитания, деятельности средств массовой информации;
в) социальную. Она призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ;
г) функцию охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Она выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципов правового государства — верховенства закона, равенства всех перед законом, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, неотвратимости наказания за правонарушения и др.;
а) экологическую. Она состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др;
ж) культурную. Ее составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — прежде всего национальной литературы, искусства, кино, средств массовой информации, науки, образования и др.
К внешним функциям современного белорусского государства можно отнести следующие:
а) обеспечение обороноспособности страны, которая базируется на принципе поддержания достаточного уровня военной защищенности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, защиты суверенитета и территориальной целостности;
б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, включающее установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы государства с интересами других стран.;
в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества предполагает недопущение новой глобальной войны, распространения ядерного оружия.
Практика свидетельствует, что ряд функций государства носит «пограничный», внутри-внешний, характер. Такой характер, например, все более приобретает экологическая функция. Поэтому разделение функций на внутренние и внешние на современном этапе развития государственно-организованного общества носит в некоторой степени условный характер.
Все большее значение приобретает выделение глобальных функций современного государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, создания и использования ядерной, информационной технологий, защиты прав и свобод человека.