Предмет и пределы правового регулирования

Право регулирует далеко не все общественные отношения. Предметом правового регулирования становятся только наиболее важные из них, от которых зависит обеспечение и реализация наиболее значимых интересов всего общества, его основных социальных групп.

Очень важно установить пределы правового регулирования. Оно не должно касаться отношений, которые эффективно могут быть урегулированы обычаями, моралью, корпоративными, религиозными нормами. Правое регулирование этих отношений будет неоправданным, приведёт к ущемлению социально необходимой свободы человека, может привести к складыванию жёсткого политического режима, который будет тормозить общественное развитие. В то же время, исключение из сферы правового регулирования важных для всего общества отношений может привести к произволу и хаосу, а затем к формированию социально неоправданных жёстких политических режимов.

В содержании предмета правового регулирования обычно выделяют три сферы общественных отношений.

1. Отношения по поводу определённых социальных благ, в первую очередь, отношения связанные с производством, обменом, потреблением материальных ценностей и услуг.

2.       Отношения по поводу управления обществом. В первую очередь, это отношения государственного регулирования.

3.       Отношения по поводу обеспечения общественного порядка (правопорядка).

Иные отношения являются незначительными по объёму и не могут быть выделены в отдельные группы.

Специфика предмета правового регулирования во многом определяет методы, способы и типы правового регулирования.

 

Методы, способы и типы правового регулирования.

Метод правового регулирования - это общий характер воздействия права на регулируемые общественные отношения, выражающийся в совокупности приёмов и способов.

Метод правового регулирования обусловлен способами и связан с типами правового регулирования.

В науке обычно выделяют следующие способы правового регулирования:

1) управомочивание - наделение стороны правоотношения субъективными правами, позволяющими ему совершать действия, требовать их совершения от обязанной стороны и т.д.;

2)       обязывание — возложение на участника правоотношения обязанности совершить те или иные действия;

3)       запрещение - возложение на участника правоотношений обязанности воздержаться от совершения каких-либо действий.

Нетрудно заметить, что различные способы тесно связаны друг с другом, управомочивание одной стороны для другой означает обязывание или запрещение.

Среди прочих дополнительных способов следует назвать поощрение, информирование.

В зависимости от сочетания, дозволений, обязываний и запретов выделяют два типа правового регулирования.

1) Общедозволительный тип - основан на принципе - «разрешено всё, что прямо не запрещено». Он характерен для тех сфер общественной жизни, в которых выход субъектов права за пределы разрешённого, но в пределах прямо незапрещённого приводит к положительным результатам, как для самого субъекта, так и для общества в целом. Это сферы, в которых, в первую очередь, реализуются частные интересы. Например, на этом типе строятся отношения в имущественной сфере.

2) Разрешительный тип - основан на принципе - «запрещено всё, что прямо не разрешено». Требуется в тех сферах жизни, в которых выход за пределы прямо разрешённого с большой вероятностью приведёт к негативным общественным последствиям. Это сферы реализации преимущественно общих интересов. Этот тип присущ сфере государственного управления.

Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

1)       Императивный метод правового регулирования - характеризуется требованием неукоснительного соблюдения правовых предписаний; связан с разрешительным типом правового регулирования; необходим для отраслей, регулирующих отношения между неравными субъектами.

2)       Диспозитивный метод правового регулирования - предполагает возможность для субъектов выбора вариантов поведения, в том числе, и не указанных в нормах права; связан с общедозволительным типом правового регулирования; характерен для отраслей, регулирующих отношения между равными субъектами.

 

Понятие и признаки нормы права.

Норма права - это общеобязательное формально -определенное правило поведения, установленное государством или иными субъектами с санкции государства] обеспеченное возможностью государственного принуждения и направленное на регулирование общественных отношений, норма права является мельчайшей частицей права, поэтому имеет в большинстве те же признаки, что и право в целом.

1) Общеобязательность - носит общий характер, то есть действу­ет одинаково в отношении всех участников, определенных обществен­ных отношений, и является обязательной для них.

2) Формальная определенность- имеет внешнюю форму закреп­ления в статье, части источника права, устанавливает, определяет права и обязанности участников общественных отношений.

Представительно-обязывающий характер - предоставляет одним участникам общественных отношений права и возлагает на дру­гих обязанности. Этот признак характерен для норм-правил поведения - основной массы правовых норм.

4) Связь с государством - создаются государством или иными субъектами с одобрения государства, обеспечиваются его принудительной силой.

5) Системность имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю. С внутренней стороны - норма представляет собой совокупность несколь­ких взаимосвязанных элементов (гипотезы, диспозиции, санкции), об­разующих своеобразную микросистему. С внешней стороны - норма пра­ва занимает определенное место в системе права, в нормативном акте, будучи связана с другими нормами.

По содержанию норма права представляет собой определенное пра­вило поведение, которое обычно включает в себя условия, при которых норма действует, само правило поведения и санкции, применяемые при нарушении нормы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: