Смутное время: кризис государства и общества в России начале XVII века

является одной из наиболее сложных эпох Русской истории. Начало века - это Смутное время, которое до основания потрясло Российское государство и чуть былоне привело его к гибели, к порабощению польско-литовскими и шведскими захватчиками. Середина века - это знаменитое дело патриарха НикоНа, раскол русской церкви, ознаменовавший ослабление власти духовной и усиление светской. И, наконец, рубеж XVII-XVIII веков - это начало петровских реформ, переход от ориентации на Восток к ориентации на Запад. В исторической литературе события конца XVI - начала XVII века принято называть Смутой. Еще в дореволюционный период под термином «Смутное время» или просто «Смута» понималось «общее неповиновение, раздор меж народами и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному. Одни искали ее истоки в духовной сфере, в грехе гордыни. Другие - в падении народной нравственности, в столкновении новых государственных начал со старыми, дружинными, что выразилось в борьбе московских государей с боярством. Исследователи обращали внимание на социальные причины Смуты, на интриги папства, иезуитов, польскую интервенцию, на социальный и экономический кризис и т.д. Наиболее распространенной является точка зрения А.П.Новосельцева, рассматривавшего Смуту как период гражданской войны в России. Большинство историков считает, что предпосылки Смутного времени уходят своими корнями в период правления, Ивана Грозного, в опричнину, приведшую «к разорению страны и губительным последствиям». Некоторые не согласны с этим, подчеркивая, что во времена Грозного Россия окрепла, сумев затем выдержать испытания на прочность государственности даже в период Смуты. Государственность (т.е. монархический строй), как и Россия, были сохранены. Что же такое «Смута»? События конца XVI - начала XVII века стали результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий: духовно-нравственных, экономических, династических, сословных, национальных, межгосударственных. Смута - это первая гражданская война в России, когда «нелепо двинулась вся Россия», произошло «смятение умов» и люди стали «аки пьяные». Все общественные силы страны оказались так или иначе вовлеченными в быстро меняющиеся события. Особенно острой была политическая борьба. Достаточно сказать, что за тридцатилетие - с конца XVI по 20-е годы XVII века, т.е. за время Смуты, на русский престол претендовало 14 человек, 8 из них правили страной. В развитии Смуты выделяют три этапа: династический, социальный и национальный. Первый этап (1598-1606) объединяет собой время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского. Поводом к Смуте явилось пресечение со смертью Федора Иоанновича (1584-1598) династии Ивана Калиты, правившей Московским государством в течение почти трехсот лет. В возрасте 27 лет, объявленный наследником престола, умер старший сын Ивана Грозного - Иван. В 1591 г. в Угличе погиб его младший сын - Дмитрий. Обстоятельства его смерти так и остались до конца невыясненными, хотя этим занималась следственная комиссия во главе с Василием Шуйским. Официально было заявлено, что царевич погиб в результате несчастного случая: упал на нож во время припадка эпилепсии. Однако потом В.Шуйский заявил, что вывод комиссии был продиктован Б.Годуновым, пытавшимся скрыть свою причастность к убийству царевича. Свои показания В.Шуйский менял многократно, поэтому сейчас невозможно узнать, когда он лгал, а когда говорил правду. Истина была неизвестна и современникам. Смерть царевича Дмитрия была самым тесным образом связана с вопросом о престолонаследии, т.к. царь Федор не имел наследников. Его единственная дочь умерла в возрасте 2 лет, а жена Федора, царица Ирина, пробыла на престоле весьма недолгий срок, поскольку приняла решение стать монахиней. Основными претендентами на престол являлись: брат царицы Ирины Борис Годунов, родственники царя Федора по матери бояре Романовы, наиболее знатные и родовитые князья Шуйские и Мстиславские. Но к моменту смерти Федора в январе 1598 г. только Б.Годунов мог реально взять власть в свои руки, поскольку уже длительное время был соправителем царя. 17 февраля 1598 г. был созван земский собор, который в полном согласии с законом (что потом будет оспариваться противниками Б.Годунова) избрал Бориса новым царем. Таким образом, впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству, а по «единодушному решению всего народа» без каких-либо ограничивающих условий. Борис Годунов становится первым в русской истории выборным царем. Однако «людям государевым» трудно было освоиться с мыслью о выборном царе, они продолжали считать, что законным может быть только царь по праву рождения - из династии Калиты. Если при царствовании Федора правление Б.Годунова было весьма успешным, то его собственное царствование оказалось неудачным. Рухнули планы Бориса укрепить международный престиж государства с помощью династических браков. Гонения на представителей наиболее знатных фамилий (Романовых, Шуйских) вызывали скрытую вражду и глухое недовольство в придворных кругах. Огромный урон экономике страны нанес голод 1601-1603 гг., вызванный затяжными неурожаями. Он привел также к оттоку населения из нейтральных районов на окраины, где выросла мощная организация казачества. Появление в Польше самозванца, выдававшего себя за давным-давно погибшего в Угличе царевича Дмитрия, стало реальной угрозой власти Б.Годунова. Агенты самозванца усиленно распространяли на Руси версию о его чудесном спасении от рук убийц, посланных Годуновым, и доказывали законность его права на отчий престол. Это привело к смятению умов и замешательству во-всем обществе. Много нашлось недовольных правлением царя Бориса. Их ждали в Польше при дворе Юрия Мнишека, где обосновался самозванец. Определенную помощь в организации авантюры оказали польские магнаты, вставшие под знамена Лжедмитрия. В итоге к осени 1604 г. образовалась достаточно мощная армия для похода на Москву. Борис Годунов, узнав о появлении самозванца, приказал создать следственную комиссию по выяснению его личности. Комиссия, состоявшая из дьяков Посольского приказа и патриаршей канцелярии, установила, что царевичем назвался беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Под этим именем самозванец и вошел в историю. Правда, некоторые современные исследователи, преимущественно западные, почему-то стали сомневаться в этом и утверждают, что царевич мог быть и подлинным, либо им стал какой-то знатный польский юноша, например, незаконнорожденный сын короля Стефана Батория. Эти предположения безосновательны. 15 августа 1604 г., собрав разношерстное войско из нескольких тысяч польских авантюристов, двух тысяч малороссийских казаков и небольшого отряда донцов, Лжедмитрий начал поход на Россию. Выиграв несколько стычек 21 января 1605 г., он был наголову разбит пятидесятитысячным русским войском под Добрыничами. Но 13 апреля 1605 г. умер царь Борис Годунов. За свое недолгое правление он успел осуществить следующее: - проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; - поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой; - при нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума; - в неурожайные годы (1601-1603), чтобы смягчить их последствия, принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешал холопам уходить от своих господ, раздавал хлеб из государственных хранилищ. Однако взаимоотношения власти и крестьян усугублялись аннулированием в 1603 г. закона о временном восстановлении заповедных лет, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны. В обстановке кризиса, после смерти отца, 16-летний сын Бориса царевич Федор не смог удержать власть в своих руках. По приказу самозванца вместе с матерью, царицей Марией, он был убит. Сестра, царевна Ксения, была пострижена в монахини. Правительственные войска перешли на сторону нового удачливого претендента на престол. В итоге 20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Только В.И.Шуйский и его сторонники пытались воспрепятствовать воцарению самозванца. Но их заговор был раскрыт. Чудом заговорщики избежали жестокого наказания: Лжедмитрий не решился начинать правление с казни знатных особ и не захотел омрачать торжества коронации. С самозванцем связано наступление нового этапа в развитии Смуты. Его вторжение развязало гражданскую войну в России. Самозванство явилось не только попыткой искусственного воскрешения природного царя, но и стало опасным знаменем в руках всех элементов населения, недовольных своим общественным положением. С поддержкой Лжедмитрия 1 казаками, крестьянами, служилыми людьми и частично духовенством самозванство превратилось в предлог для социальной борьбы. Несмотря на стремление казаться милостивым и щедрым с помощью введения некоторых реформ, самозванцу не удалось долго удержаться на троне. Инте--ресы различных слоев общества, поддерживавших Лжедмитрия, противоречили друг другу. Поэтому, удовлетворив желания одних, новый царь неизбежно вызывал недовольство других. Кроме того, засилье поляков, их пренебрежение древними русскими обычаями, непочтительное отношение к православной церкви (женитьба Лжедмитрия на католичке Марине Мнишек) вызвали недовольство в общественных кругах. Распространение сомнений в легитимности прав Лжедмитрия на верховную власть привело к жестокому убийству самозванца боярами 17 мая 1606 г. в ходе вспыхнувшего в Москве восстания. Одним го организаторов восстания был князь В.И.Шуйский, ставший новым претендентом на царскую корону. Избрание Василия Ивановича Шуйского царем не было всенародной акцией. Фактически он взошел на престол на гребне одного лишь московского восстания. Себя он считал государем по праву рождения, будучи принцем царской крови. В.Шуйский впервые принял ограничительную запись, т.е. он ограничил свою власть и условия этого ограничения официально изложил в подкрестной записи. Царь отказался от важнейших традиционных прерогатив неограниченной автократической власти - начать опалу «без вины», конфисковывать родовое имущество осужденного и др. Впервые в русской истории верховная власть совершила акт самоотречения, приняв на себя обязательства, дававшие подданным определенные гарантии ограничения царского произвола. Надежды, возлагаемые царем на этот документ, не оправдались. Во-первых, для простого народа царь являлся помазанником божьим, по их мнению, только он мог вершить суд над подданными. Кроме того, в лице царя народ видел своего защитника от врагов - бояр и помещиков. Царь же вместо того, чтобы являться грозой боярства, как Иван Грозный, заявил о намерении вершить дела только после совета с боярами. Во-вторых, Смута была уже в полном разгаре и против «боярского» царя Василия Шуйского поднялись служилые люди «больших» и «меньших» статей, противники господства в государстве боярской аристократии. Так боярство всколыхнуло следующий слой населения, и на сцену Смуты активно выступило дворянство. С перерастанием династического кризиса в общественный, захвативший все сословия, начался социальный этап Смуты (1606-1610). Различие интересов двух социальных элит русского общества - боярства и дворянства - приобрело резко конфронтационный характер. К началу XVII века был сломан хребет вотчинной системы (в основном еще в период правления Иоанна Грозного), которая являлась основой господства бояр. Поместная система также переживала кризис, вызванный дроблением поместий: численность дворян увеличилась, тогда как фонды поместных земель оставались прежними. Особенно пострадали низкие прослойки поместного дворянства, часть из них фактически выбывала из дворянского сословия. Кризис элитарных сословий стал одним из главных факторов гражданской войны в России. Внутрисословный кризис осложнялся межсословным столкновением интересов. Дворяне как представители мелкого и среднего землевладения были враждебны крупным землевладельцам, соперникам в борьбе за рабочие руки. В этих условиях ставленник бояр Василий Шуйский с его пробоярской политикой вызывал с их стороны только открытое неприятие. Сначала дворяне использовали уже испытанное средство - самозванство. Дворянин Михаил Молчанов (один из убийц семьи Годуновых) вместе с князьями Григорием Шаховским и Андреем Телятевским«вызвали» призрак второго Лжедмитрия и организовали выступление против1 Шуйского, которое возглавил бывший холоп князя Телятевского - Бошгников. Он, как подчеркивал В.О.Ключевский, был «агентом второго самозванца». Под знаменами Ивана Исаевича Болотникова и развернулось на первых порах движение служилых людей. В нем впервые выступили и сформировались самостоятельные общественные и политические тенденции дворянства. Болотников дошел до Москвы, попытался ее окружить и штурмовать. Началась единственная в истории страны осада столицы восставшими, длившаяся пять недель. Однако из-за начавшихся разногласий восставшие потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Восстание Ивана Болотникова (1606-1607) потерпело поражение. Положение в стране продолжало оставаться сложным. Уже летом 1607 г. в Стародубе появился новый лжецарь Дмитрий. Кто назвался его именем, так и осталось исторической загадкой. Современники назвали его «человеком незнаемым». Мало кто сомневался, что он самозванец. Чтобы укрепить его авторитет среди простых людей, Марина Мнишек признала его подлинным Дмитрием, стала его женой и даже родила сына Ивана. Вокруг нового самозванца, Лжедмитрия II, стало собираться войско. Летом 1608 г. оно подошло к Москве и расположилось в Тушино. Отсюда прозвище Лжедмитрия II - «Тушинский вор». Образовалось как бы два правительственных центра: в Московском Кремле, где находился царь Василий, и в Тушине, у Лжедмитрия. Оба царя имели свой -двор, Боярскую думу, патриарха (у Василия - Гермоген, бывший казанский митрополит, у Лжедмитрия - Филарет, до пострижения Ф.Н. Романов). В Тушинском лагере ведущее положение занимали поляки. Самозванец стал игрушкой в их руках. В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались разделить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват в результате предательства боярства. Тайно, ночью, «семибоярщина» впустила в город оккупационный корпус интервентов, состоявший из 3,5 тысячного отряда польско-литовских солдат и 800 немецких ландскнехтов. К этому времени Василий Шуйский был свергнут с престола и в России наступило междуцарствие - Семибоярщина. Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонялась призвать на русский престол польского короля - малолетнего Владислава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, северо-западные области. В этих условиях отстоять независимость Российского государства и изгнать интервентов можно было только всем народом. Возвысила свой голос Русская православная церковь. Борьбу с поляками, оккупировавшими столицу, возглавил патриарх Гермоген. Он обратился с посланием ко всем русским людям, призывая их с оружием идти на Москву. Из заточения в тесном погребе Чудова монастыря его последнее послание было благополучно доставлено в Нижний Новгород 12 января 1611 г. и вызвало знаменитое народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского. Смута завершалась национальным периодом.(16П-1613), когда внешняя опасность выдвинула на первый план национальный и религиозный интересы, временно объединившие враждующие классы. Осенью 1612 г. столица была освобождена от польского гарнизона. В январе 1613 г. был созван Земский собор для решения вопроса о кандидатуре нового царя. Ни польского, ни шведского принцев решено было не приглашать, поскольку и поляки, и шведы разоряли страну. После длительных дебатов выбор пал на Михаила Федоровича Романова, сына Федора Никитича Романова, постриженного под именем Филарета. По матери — Анастасии, первой жены Ивана 4, Федор Никитич был двоюродным братом царя Федора. Значит, его сын Михаил доводился царю Федору двоюродным племянником. Тем самым, хотя и весьма косвенно, сохранялся принцип передачи русского престола по наследству. В это время Михаилу было только 16 лет, и вместе с матерью, старицей Марфой, он находился в Ипатьевском монастыре близ Костромы. Отец Филарет был в польском плену. К Михаилу были посланы представители Земского собора для «умоления на царство». После некоторых колебаний со стороны матери согласие было получено. Михаил торжественно въехал в Москву и был коронован. Положение в стране оставалось очень тяжелым. Новгород находился в руках у шведов, Смоленск -у поляков, в Астрахани правила М.Мнишек с сыном. Всюду рыскали шайки разбойников. Только объединившись, можно было выстоять против многочисленных врагов. Поэтому главным в политике нового правительства было примирение всех группировок в стране: и бывших тушинцев, и участников ополчений, и сторонников «семибоярщины». Было решено никого не преследовать за антиправительственную борьбу и сохранить пожалования, всех царей. Это значительно подняло авторитет нового царя и усилило его позиции. Была ликвидирована опасность, исходящая из Астрахани, поскольку Марина с сыном претендовала на царский престол. На помощь правительственным войскам пришли жители Астрахани. С их помощью М.Мнишек, ее сын и И.Заруцкий были арестованы и казнены. В 1617 г. был заключен Столбовский мирный договор, по которому Новгород возвращался России, но Швеции отходило Балтийское побережье. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей на 14 лет. К Польше отошли Смоленск и северские города. На Русь же вернулись пленные, в том числе и отец царя Филарет. Вскоре он был избран патриархом вместо умершего в 1612 г. Гермогена. Обстановка в стране стала нормализовываться. Смутное время закончилось. Основным последствием событий Смуты во внешней политике явилось восстановление территориального единства России, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Последствия Смуты во внутриполитической жизни государства: дальнейшее ослабление позиций боярства, могущество которого было подорвано еще в период опричнины; возвышение дворянства, получившего новые поместья и возможности для окончательного закрепощения крестьян; тяжелые экономические потрясения, «смерти и запустение» (в гражданской Войне и от голова погибла треть населения Московского государства), финансовые проблемы, что повлекло за собой закрепощение посадского и сельского населения; война XVII века. Основное значение Смуты состоит в том, что в отличие от многих других гражданских войн во всемирной истории она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. Смута проложила историческую грань между боярской Русью и дворянской Россией. В то же время Смута принесла поражение общественным низам - крестьянству владельческих земель и холопам, составлявшим главный контингент «воровских» и казачьих отрядов. Поднявшись в анархическом бунте против государства, они только усилили свое собственное закрепощение. В целях предотвращения подобных выступлений правительство в дальнейшем пошло по пути экономического и юридического ужесточения режима в отношении этих сословий. Так Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. В целом после Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на Востоке державы. В конкретных геополитических условиях того времени Россия избрала путь дальнейшего развития: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: