Реформы 60-70-х гг. XIX в.: их содержание и значение для модернизаций страны. Александр II

Модернизация второй половины XIX в. по праву может быть названа александровской по имени императора Александра II, который решительно продвинул Россию в сторону прогрессивного типа развития. Он вступил на престол после смерти отца в феврале 1855г. и предпринял масштабные реформы, которые означали, по сути, реализацию нового варианта модернизации, более глубокого, по сравнению с предшествующим, запущенным ещё Петром I. Реформы касались всех сфер жизни общества и по праву вошли в историю под названием великих. Центральным событием эпохи "великих реформ" стала отмена крепостного права (1861). Вслед за этим последовала целая серия либеральных преобразований в системе государственного управления: земская реформа в местном самоуправлении (1864), городская реформа (1870), судебная реформа (1864), военная реформа (1861) и т.д. Они внесли элемент либеральной государственности, расширив права местных учреждений, установив выборность органов административно-хозяйственного самоуправления, выборность института мировых судей, введя в судопроизводство принцип состязательности (адвокатура и прокуратура) и суд присяжных, установив принцип всесословности в комплектовании вооруженных сил. Реформы Александра II открыли доступ к образованию для представителей всех сословий и вероисповеданий, смягчили цензуру.

Александр II.

Старший сын Николая I вступил на престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В.А. Жуковский. Составленный им "План учения" цесаревича был нацелен на "образование для добродетели". Нравственные принципы, заложенные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал "полным генералом". Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввёл его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь "Освободитель".

По словам умиравшего Николая I, Александр II получил "команду не в добром порядке". Исход Крымской войны был ясен - Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Всё это не могло не заставить нового царя задуматься о направлении своей внутренней политики.

Крестьянская реформа 1861 г.

I. Подготовка.

1) 1857 г. - создание Секретного комитета "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".

2) 20 ноября 1857 г. - указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов "по улучшению быта помещичьих крестьян" - начало официальной подготовки крестьянской реформы.

3) Февраль 1858 г. - преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в выработке общей правительственной линии в деле освобождения крестьян. Со сменой названия деятельность комитета перестала быть тайной. Подготовка реформы была отдана в руки помещиков.

4) Март 1859 г. - учреждение при Главном комитете Редакционных комиссий под председательством Я.И. Ростовцева. Задача Ред. комиссий - сбор и обобщение всех проектов, разработанных губернскими комитетами.

5) Октябрь 1860 г. - поступление обобщенных редакционными комиссиями проектов в Главный комитет.

6) 17 февраля 1861 г. - утверждение проекта реформы Государственным советом.

7) 19 февраля 1861. - подписание проекта реформы Александром II.

Об отмене крепостного права возвестил Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...", а практические условия освобождения были определены в 17 актах - "Положениях" о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Манифест и "Положения" касались трёх основных вопросов: освобождение крестьян, наделение их землёй и выкупная сделка.

II. Личное освобождение.

   Манифест предоставил крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьяне:

1) могли владеть движимым и недвижимым имуществом;

2) имели право заключать сделки и выступать как юридическое лицо;

3) освобождались от личной опеки помещика, могли без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов.

Но! Личная свобода крестьян ограничивалась:

1) Сохранялась община (общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука);

2) Крестьяне всё ещё платили подушную подать, несли рекрутскую повинность и могли быть подвергнуты телесному наказанию.

III. Наделы.

  "Положения" регламентировали наделение крестьян землёй.

1) Размеры наделов зависели от плодородности почвы.

2) В каждой из полос территории России - чернозёмной, нечернозёмной и степной (условное разделение) - устанавливался высший и нижний размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком.

3) Взаимоотношения общины и помещика закрепляли уставные грамоты. Для урегулирования споров привлекались мировые посредники.

4) Дореформенные наделы крестьян были значительно урезаны - если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот "излишек" отчуждался в пользу помещика. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян.

5) При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая её стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки).

IV. Выкуп.

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить её стоимость, но денег у них не было. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов, а остальные 20% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить сумму государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г. крестьяне добились отмены выкупных платежей.

  Выплата крестьянами помещикам растянулась на 20 лет. Она породила временнообязанное состояние крестьян, когда они должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. (В 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян).

V. Итоги.

1) Освобождено более 30 млн. крестьян.

2) Открыта дорога для становления буржуазных отношений и экономической модернизации страны.

НО:

3) Сохранение помещичьего землевладения.

4) Крестьяне обречены на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков.

5) Аграрный вопрос не решён.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: