После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного самоуправления. В 1864 г. была проведена земская реформа. Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. в губерниях создавались земства - выборные органы из представителей всех сословий. Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т.е. в соответствии с определённым имущественным цензом. Граждане делились на три курии: крестьяне, горожане и остальные земельные собственники (в основном дворяне).
Земства были лишены каких-либо политических функций, а сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.
16 июня 1870 г. было утверждено новое Городовое положение, согласно которому повсеместно создавались всесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд и т.д. Т.е. городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности. Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имеющим в данном городе какое-либо недвижимое имущество или занимавшимся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления получили право вводить местные налоги ("городские сборы").
Судебная реформа 1864 г.
Новые "Судебные уставы" 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимостьот администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нём участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций: мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном, а особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике.
Судебная реформа 1864 г. была серьёзным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правового государства.
Военная реформа (1861-1874 гг.)
Подготовку и проведение военной реформы в России осуществлял генерал Д. А. Милютин, ставший в 1861 г. военным министром. В 1863 г. он добился уменьшения срока солдатской службы до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.
Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее:
· сокращение численности армии;
· учреждение системы военных округов, т.е. децентрализацию военного управления в стране;
· отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.)
Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии. Единый призывной возраст - 20 лет. Срок действительной службы составлял 6 лет, 9 лет - в запасе и до 40-летнего возраста - в ополчении. При этом допускались льготы по семейному положению (в аримию не брали единственного сына у родителей, единственного брата- кормильца при детях-сиротах и т.д.). Были льготы и в соответствии с полученным образованием: для лиц, получивших высшее образование, срок службы сокращался до полугода, для имевших среднее образование - до 2-ух лет, а для закончивших училище или гимназию - до 3-ёх лет.
Военные преобразования сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60-70-х гг. XIX в.
Реформа народного образования (1863-1864 гг.)
В 1860-1870-е гг. произошёл поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. В университеты женщины не допускались, поэтому были созданы Высшие курсы университетского типа (в 1872 г. в Москве - курсы Герье, в 1878 г. - Бестужевские курсы в Петербурге).
Серьёзные изменения произошли в системе начального и среднего мужского образования. Были прияты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.). Государственно-церковная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу, теперь с соответствующего разрешения органов министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица. Кроме того, в этих документах закладывались основы деления средней школы на классическую (гуманитарную) и реальную (техническую).
Произошли изменения и в системе высшего образования. 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский Устав, вернувший университетам автономию, ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов, все вакансии заполнялись путём выборов. Были сняты ограничения для студентов: отменено обязательное ношение формы, все административные проступки студентов стали рассматриваться учебным советом.
Демократические традиции, исходившие из университетской среды, стали важным фактором общественной жизни России.