Земская реформа 1864 г

 После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного самоуправления. В 1864 г. была проведена земская реформа. Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. в губерниях создавались земства - выборные органы из представителей всех сословий. Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т.е. в соответствии с определённым имущественным цензом. Граждане делились на три курии: крестьяне, горожане и остальные земельные собственники (в основном дворяне).

Земства были лишены каких-либо политических функций, а сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Городская реформа 1870 г.

16 июня 1870 г. было утверждено новое Городовое положение, согласно которому повсеместно создавались всесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд и т.д. Т.е. городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности. Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имеющим в данном городе какое-либо недвижимое имущество или занимавшимся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления получили право вводить местные налоги ("городские сборы").

Судебная реформа 1864 г.

Новые "Судебные уставы" 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимостьот администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нём участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций: мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном, а особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике.

Судебная реформа 1864 г. была серьёзным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правового государства.

Военная реформа (1861-1874 гг.)

Подготовку и проведение военной реформы в России осуществлял генерал Д. А. Милютин, ставший в 1861 г. военным министром. В 1863 г. он добился уменьшения срока солдатской службы до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.

Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее:

· сокращение численности армии;

· учреждение системы военных округов, т.е. децентрализацию военного управления в стране;

· отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.)

Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии. Единый призывной возраст - 20 лет. Срок действительной службы составлял 6 лет, 9 лет - в запасе и до 40-летнего возраста - в ополчении. При этом допускались льготы по семейному положению (в аримию не брали единственного сына у родителей, единственного брата- кормильца при детях-сиротах и т.д.). Были льготы и в соответствии с полученным образованием: для лиц, получивших высшее образование, срок службы сокращался до полугода, для имевших среднее образование - до 2-ух лет, а для закончивших училище или гимназию - до 3-ёх лет.

Военные преобразования сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Реформа народного образования (1863-1864 гг.)

В 1860-1870-е гг. произошёл поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. В университеты женщины не допускались, поэтому были созданы Высшие курсы университетского типа (в 1872 г. в Москве - курсы Герье, в 1878 г. - Бестужевские курсы в Петербурге).

Серьёзные изменения произошли в системе начального и среднего мужского образования. Были прияты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.). Государственно-церковная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу, теперь с соответствующего разрешения органов министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица. Кроме того, в этих документах закладывались основы деления средней школы на классическую (гуманитарную) и реальную (техническую).

Произошли изменения и в системе высшего образования. 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский Устав, вернувший университетам автономию, ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов, все вакансии заполнялись путём выборов. Были сняты ограничения для студентов: отменено обязательное ношение формы, все административные проступки студентов стали рассматриваться учебным советом.

Демократические традиции, исходившие из университетской среды, стали важным фактором общественной жизни России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: