Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не

привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие

незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как

своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями

уходит в период укрепления Русского государства. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Либеральное направление. Теория официальной народности вызвала резкую критику

либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П.

Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия,

крепостничества и всей официальной идеологии.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось

два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были

писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С.

Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и

публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И.

И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию

процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали

необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную

монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими

наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они

считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были

и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се

национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной

Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя

историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские

соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы

существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали

необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих

идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной

религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух

коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов

против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели

большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской

цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада,

объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль

крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства

управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это

единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их

критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также

способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-

реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов

характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки,

объединявшие не более 20—30 членов.

Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и

ответом ему декабристов.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном

просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П.

Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные

политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с

разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные

деятели увлеклись философским постулатом Гегеля «все разумное действительно, все

действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г,

Белинского, российской действительностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с

деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых

произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к

народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет

богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г.

Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные

стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю»,

в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский

писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства.

Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека».

Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового

поколения общественных деятелей радикального направления.

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании

новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташсвича-Петрашевского —

его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя,

писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н.

Майков, А. Н. Плещеев и др.).

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они

видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических

преобразований. В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян»,

предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который

они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей

необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и

горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию

привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей».

Несмотря на это. участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21

человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной

каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России

западно-европейских социалистических идей.

А. И. Герцен и теория общинного социализма. Создание отечественной разновидности

социалистической теории связано с именем А. И. Герцена.

За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя был арестован и отправлен в ссылку. В 30 — 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.). выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857—1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных

народников 70-х годов XIX в.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего

освобождения». Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие —

настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути

обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и

направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с

незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: