Неолиберализм, монетаризм и теория “экономики предложения”

Объекты государственного регулирования

1. Экономика

2. Социальная сфера

3. Конфликтные и чрезвычайные ситуации

Государственное регулирование экономики – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

К функциям государства (направлениям регулирования) относятся:

• определение стратегии развития;

• гарантирование прав собственности;

• партнерские отношения с частным и смешанным секторами;

• финансовая, денежная, социальная политика;

• поддержание общественного порядка;

• оборона.

Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства, независимо от типа экономической системы.

В различные эпохи господствовали различные взгляды на модель взаимоотношений государства и экономики:

1. Меркантилизм: активное вмешательство государства в экономику необходимо. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого являлись меркантилисты, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке должно способствовать накоплению золота и серебра в стране, проводить политику развития и защиты собственной промышленности.

2. Физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laissez-faire, означающий требование свободы, свободы торговли в первую очередь. Главная функция государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

3. Классическая школа политэкономии - развивалась в эпоху промышленного переворота и выражала интересы промышленной буржуазии. Продолжение идей физиократов и полный отказ от взглядов меркантилистов. А.Смит и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. Государство должно выполнять три обязанности:

- ограждать общество от насилия и вторжений других обществ;

- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, т.е. обеспечить эффективное правосудие;

- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть ими покрыты.

4. Неоклассическая школа: создана теория рыночного равновесия и сформулированы закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Государственное регулирование считали вредным.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Потребовались поддерживающие и корректирующие меры государства, задачами которого стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты.

Кризис 30-х годов, а также политические, социальные и экономические проблемы, появившиеся после первой и второй мировых войн, подорвали доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Школа и практика управления экономикой получила название кейнсианства

5. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Таким образом, в 30-х годах капитализм исчез и был заменен смешанной экономикой. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Дефициты государственных бюджетов, высокий уровень инфляции, нефтяной кризис 70-х годов вызвал претензии к кейнсианским идеям. Главные позиции заняли представители новых направлений:

Неолиберализм, монетаризм и теория “экономики предложения”.

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Экономическая роль государства сводится к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики, выработке порядка и правил игры и контролем за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог неолиберализма, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что существуют два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение.

Сторонники теории “экономики предложения” считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства.

При всей противоречивости и несовпадении моделей взаимоотношений государства и экономики, можно определенно отметить: различия касаются только форм и доли государственного вмешательства в экономику, но современный рынок невозможен без вмешательства государства.

На государство в системе государственного регулирования возлагаются следующие основные задачи:

а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции.

б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.

в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

г ) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.

е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы.

Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными.

Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

Условиями для вмешательства государства могут быть:

а) требования национальной безопасности;

б) социальная напряженность в обществе;

в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);

г) ухудшение состояния окружающей среды.

Объектами государственного регулирования в экономической сфере являются:

1. экономический цикл;

2. структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);

3. условия накопления капитала;

4. занятость;

5. денежное обращение;

6. платежный баланс;

1. цены;

7. НИОКР;

8. условия конкуренции;

9. социальные отношения и социальное обеспечение;

10. подготовка и переподготовка кадров;

11. окружающая среда;

12. внешнеэкономические связи.

Цели государственного регулирования экономики:

Выделяется основная, высшая цель регулирования и прикладные цели, возникающие на том или ином этапе достижения основной.

Высшая цель – достижение максимального благосостояния всего общества. Ее достижение возможно через реализацию прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост

- полная занятость

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты

- внешнеэкономическое равновесие.

Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.

Различаются:

- административные методы регулирования (выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.);

- правовые методы (на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими),

- прямые методы ( реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы);

- косвенные методы (регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.)

Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов.

В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма.

Это

1. сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование);

2. где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли);

3. где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо и в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка, в частности, некоторые макроэкономические проблемы:

- общее неравновесие национальной экономики;

- взлеты и падения промышленного цикла;

- занятость и инфляция.

Должна быть обеспечена государственная поддержка:

а) социально ориентированного бизнеса;

б) отечественного производителя в конкурентной борьбе с иностранными компаниями;

в) глобализации российского бизнеса и выхода его на зарубежные рынки;

 

 

Инструменты ГРЭ

Мощным средством воздействия на экономику является бюджетное регулирование.

Бюджетная политика является ядром экономической поли­тики государства. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Активно влияет на экономику, вызывает мультипликаторный (кратный) спрос, оживляя и расширяя производство, государст­венный заказ. Он является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка.

Для контроля за деятельностью частного бизнеса существует система государственной регистрации юридических лицв органах юстиции, а также инструменты лицензирования, стандартизации, сертификации, экологического контроля.

Государственное регулирование материального производства включает следующие инструменты: финансовая поддержка предприятий, поддержка малого предпринимательства, финансовое оздоровление предприятий, антимонопольная политика, регулирование естественных монополий.

Регулирование денежного обращения включает: регулирование денежной массы, кредитование реального сектора, регулирование валютного курса.

Через совокупность целей, методов воздействия государства на экономику и применяемого инструментария, формируется механизм ГРЭ:

1. Административный (предполагает создание четких правил игры, активное вмешательство государства в экономику с помощью административных методов, экономические субъекты ведут себя в соответствии со строго предписанной контролируемой линией поведения)

2. Индикативный (Государство рассматривает активное вмешательство в экономику как крайнюю меру, необходимую при выходе экономических параметров за определенные предельные значения, индикаторы, установленные государством. При отсутствии подобных явлений экономическое регулирование осуществляется мягко, косвенными методами)

3. Рыночный (Государство не ограничивает свободу рыночного саморегулирования деятельности экономических субъектов. Воздействие осуществляется исключительно экономическими методами для исключения «сбоев рынка».)

3. Регулирование экономики в альтернативных экономических системах

Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

В последние 200 лет в мире действовали различные виды экономических систем:

А) Две системы, в которых доминирует рыночное хозяйство:

- система свободного предпринимательства (чистый капитализм, рыночная экономика свободной конкуренции);

- современная рыночная экономика (современный капитализм, смешанная система),

Б) Две нерыночные системы:

- традиционная

- командно-административная.

Кроме того, некоторые специалисты выделяют экономическую систему переходного типа (возникла при переходе бывших социалистических стран к рыночным отношениям).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: