double arrow

Социально-экономическая политика государства и ее приоритеты»


 

К базисным для любого общества направлениям социально-экономического регулированияотносятся:

• определение стратегии развития;

• гарантирование прав собственности;

• партнерские отношения с частным и смешанным секторами;

• финансовая, денежная, социальная политика;

Стратегия социально-экономического развития это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии организации (государства).

Государственная социально-экономическая стратегия требует налаженного механизма построения целей, который включает логическое продвижение от абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозированию и далее — к макроэкономическому планированию и программированию.

Иерархия целей строится по принципу приоритетов потребностей и интересов общества. Разнообразие потребностей, взглядов, подходов, мотивов и интересов в соответствии с постиндустриальной концепцией развития является необходимым и желательным, поскольку порождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие.

Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основании определенных критериев (факторов):




- социально-экономическая эффективность;

- скорость получения положительных результатов;

- минимум необходимых ресурсов для реализации намеченного.

Цели должны отвечать трем основным требованиям:

1. конкретность,

2.определенность во времени

3.реальность.

Отбор инструментов государственного регулирования осуществляется с целью определения необходимости и возможности применения их для достижения соответствующих целей.

Стратегия социально-экономического развития формируется через:

1. макроэкономическое прогнозирование,

2. макроэкономическое планирование

3. государственное программно-целевое планирование.

Экономическое прогнозирование - определение состояния и возможностей развития экономических процессов и явлений на различных уровнях экономической системы (макро-, мезо- и микроуровне).

Прогноз это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Одним из важнейших направлений является социально-экономическое прогнозирование общественного развития.

Источники прогнозной информации:

- теоретические знания о закономерностях развития процесса;

- статистическая информация об объекте прогнозирования;

- накопленный опыт в сфере прогнозирования;

- экономико-математические модели.

Гипотеза- это научное предвидение на уровне общей теории. Прогноз при сравнении с гипотезой, имеет большую определенность и достоверность, поскольку базируется не только на качественных, но и на количественных параметрах.



Гипотетические представления и прогнозы создают условия для научно обоснованного планирования (процесса принятие управленческих решений).

Макроэкономическое планирование- это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей.

План(программа) — это комплекс конкретных мероприятий, направленных на достижение определенных целей. План характеризуется высшей степенью конкретности и имеет однозначное решение.

Директивный планимеет силу юридического закона, адресный и обязательный для выполнения характер. При директивном планировании должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых задач. Директивное планирование присуще командной экономике.

Индикативный план— это рекомендательная система плановых мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства, которая предусматривает создание таких условий функционирования субъектов экономики, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное макроэкономическое планирование присуще смешанной экономике.

Недостатки рыночного саморегулирования и государственного вмешательства в экономику порождают сложные социально-экономические проблемы, решение которых связано с использованием так называемого программно-целевого метода планирования.



Использование данного метода предусматривает: определение проблемы и формулирование целей; разработку и реализацию программы, направленной на достижение целей; систематический контроль за качеством и результатами работ, предусмотренных программой; корректировку мероприятий, направленных на реализацию целей.

Программно-целевой метод планирования реализуется через целевые комплексные программы. Целевая комплексная программа (ЦКП)— это документ, в котором содержится определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение целей.

Главная роль в реализации стратегии социально-экономического развития отводится Мини­стерству экономического развития и торговли Российской Федера­ции, осуществляющему проведение единой государственной со­циально-экономической политики. Основными его задачами являются определение путей и разработка методов эффектив­ного развития экономики, обеспечивающих социально-эконо­мический прогресс Российской Федерации.

В Правительство РФ представляются экономически обосно­ванные заключения по развитию отраслей экономики, жизне­обеспечению населения, использованию валютных ресурсов, управлению государственным имуществом и по другим соци­ально-экономическим вопросам.

Решающее воздействие на развитие экономики оказывают разрабатываемые параметры и направления деятельности го­сударства. Среди них:

· макроэкономические показатели;

· инве­стиционная программа;

· основные социально-экономические задачи;

· федераль­ные целевые программы, предлагаемые к финансированию за счет бюджета;

· объем и структура поставок про­дукции для федеральных государственных нужд;

· проектиров­ки развития государственного сектора экономики;

· международные договоры России, вступившие в силу;

· программа государственных внешних заимствований и предоставления кредитов Россией другим странам;

· программа внутренних заимствований.

Среди важнейших направлений экономического регулирования выделяются:

1. Государственное регулирование отношений собственности

2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.

3. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.







Сейчас читают про: