В 1991 году возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан, приняли решение о выходе из состава Федерации.
Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.
Большими усилиями и уступками, отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 года, были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.
Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.
Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).
|
|
21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.
Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан. В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В. Руцкой начал формировать правительство. Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.
Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.
Впоследствии, Б.Н. Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 по 1993 годы
Насильственное установление советской власти закончилось ее незаконным устранением при молчаливом согласии граждан.
В декабре 1992 года 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.
Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года. В результате референдума, был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная. Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.
|
|
Законодательная власть - Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы;
Исполнительная - Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами;
судебная - Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.
В октябре 1993 года начались выборы в Федеральное собрание. Многие называли его 5-й Государственной Думой. Она состояла из 550 депутатов, половина из которых избиралась по партийным спискам.
Принятая Конституция и авторитет Федерального Собрания, способствовали стабилизации обстановки в общественной жизни. Официально, это было закреплено 28 апреля, когда политические и общественные организации подписали Договор об общественном согласии.
В конце 1990 года российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти, привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.
В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.
В течение длительного периода, СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако, она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.
Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она расположена стратегически выгодно и является мостом между Европой и Азией.
Традиционные связи - существенное влияние России в ряде стран и регионов, послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.
Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной, политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.
События 11 сентября 2002 года, отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики, а также подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству, на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.
В 2000 году была принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:
· обеспечение безопасности страны;
· сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности;
|
|
· завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России, как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
· воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;
· создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики;
· повышения уровня жизни населения;
· проведения демократических преобразований;
· укрепления основ конституционного строя;
· соблюдения прав и свобод человека.
Последовательность внешней политики, создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.
Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для мира и в этом стремлении нет места имперским амбициям.
Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.