Основы психологии управления в образовании

Воспитание и обучение как предмет педагогического процесса всегда имеют целенаправленный характер и управление ими соответственно тоже, так как вне конкретной целевой установки управление невозможно. Поэтому первым и важнейшим принципом управления в системе образования является принцип конкретного целеполагания как основа планирования, организации и контроля, т.е. основа содержания всей деятельности менеджера, специалиста в области управления системы любого уровня.Принцип целенаправленности управления отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Неопределенно сформулированная цель управления в образовании в виде излишнего усложнения или упрощения процесса уже на начальном этапе является дезорганизующим и дезориентирующим фактором, а усложнённая цель к тому же нереальна для достижения. Перспективность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развития учебного заведения как сложного социального организма. Разработка научных основ управления в образовании актуализирует вопрос о методах управления, которые выступают как способы достижения поставленных целей. Первая группа методов — экономические, или методы экономического стимулирования, которые должны реализоваться путем претворения в жизнь важного принципа: «От каждого по способностям, каждому по труду», что на практике пока труднодостижимо. По мере совершенствования нашего общества, очевидно, будут меняться и методы экономического стимулирования педагогических работников. Необходимо, чтобы эти методы соответствовали количеству и качеству труда в связи с тем, что педагогический стаж не является абсолютным показателем возможной эффективности педагогической деятельности. Исследования в данном направлении позволяют вводить оплату за категории, звания и внедренные педагогические инновации.В целом успешное достижение руководителем образовательного учреждения целей и задач управления зависит от ряда определённых субъективных и объективных обстоятельств, которые условно можно разделить на три группы:1) фактор личности руководителя, важнейшими составляющими которого являются: степень его подготовленности и профессионализма, целевые установки и ценностные ориентации и потребности;2) морально-психологический климат в коллективе: стиль взаимоотношений, степень заинтересованности членов коллектива в общении;3) материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия, в которых протекает деятельность.

СОВРЕМЕННЫЕ СТИЛИ, СПОСОБЫ И УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ.

Экономические методы управления. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы. Организационно-распорядительные методы управления. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.К числу организационных методов относят:- организационное проектирование;- регламентирование;- нормирование. При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям.Обычно распорядительные методы основываются на организационных.Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.). Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.К ним относятся: - моральное поощрение; - социальное планирование;- убеждение;- внушение;- личный пример;- регулирование межличностных и межгрупповых отношений;- создание и поддержание морального климата в коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: