Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации

Согласно ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг. Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля).

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

В соответствии с Законом на Счетную палату возлагаются следующие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ; регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

 

 

Правовой статус и полномочия Агентства по страхованию вкладов.

Агентство по страхованию вкладов создается в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов. Оно является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определены Законом о страховании вкладов, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом о банках и Законом о банкротстве кредитных организаций.

Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также счет в Банке России.

Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.

Целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Для осуществления этой цели оно выполняет следующие функции:

1) организует учет банков;

2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований Закона о страховании вкладов мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России и нормативными актами Банка России;

5) определяет порядок расчета страховых взносов;

6) осуществляет меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

7) является квалифицированным инвестором; и др.

Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций – контрагентов Банка России по кредитам.

Выполнение Агентством функций по обязательному страхованию вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.

Органами управления Агентства являются его совет директоров, правление и генеральный директор.

Агентство по страхованию вкладов обязано составлять ежегодный годовой отчет о своей деятельности не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным. Годовой отчет Агентства направляется в Правительство РФ и Банк России. Обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в «Вестнике Банка России» и «Российской газете».

Совет директоров Агентства ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки отчетности Агентства. Внутренний аудит Агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров Агентства. Порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства.

Совет директоров Агентства вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок. Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано только на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации и использования его имущества.

Банковский надзор.

Банковский надзор - вид публично-правовой деятельности, основной целью которой является поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор в РФ осуществляет Банк России через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора.

Существует три формы банковского надзора:

1) предварительный (на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций);

2) текущий (в ходе текущей деятельности кредитной организации);

3) «последующий» (надзор за «проблемными банками» (частично), вопросы отзыва лицензии на осуществление банковских операций, вопросы ликвидации (в том числе в порядке банкротства) кредитных организаций).

В каждой из форм банковского надзора применяются следующие методы:

1) установление специфических требований на уровне федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;

2) контроль за выполнением указанных требований - документарный (при исследовании представляемых кредитной организацией (лицами, создающими кредитную организацию, иными лицами, связанными с деятельностью кредитной организации) документов, в том числе отчетности) либо предполагающий непосредственное исследование деятельности кредитной организации на месте (проверки, в том числе инспекционные);

3) принуждение кредитной организации к выполнению указанных требований (отказ в выдаче лицензии, применение мер предупреждения нарушений, применение наказания в административном или судебном порядке).

Предварительный надзор: Основной целью предварительного надзора является оценка того, насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы с точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации.

Текущий надзор: Целью банковского надзора, осуществляемого в форме текущего надзора, является создание условий, при которых кредитная организация могла бы эффективно управлять рисками, возникающими в ходе ее деятельности. К основным рискам относятся:
а) кредитный риск - риск невозврата средств в установленный срок контрагентом банка;
б) риск ликвидности - риск, обусловленный тем, что банк сам может оказаться не в состоянии выполнить взятые обязательства по наступлении срока их погашения;

в) риск доходности - риск, связанный с тем, что активы банка могут принести меньший доход, нежели расходы, обусловленные его обязательствами;

г) рыночный риск - риск потери, обусловленной изменениями рыночной цены финансовых инструментов, принадлежащих банку. Такие инструменты включают облигации, обыкновенные акции, иностранную валюту и связанные с ней «деривативы» (например, фьючерсные или опционные контракты);

д) операционный риск - риск, связанный со сбоем в банковских процедурах или системах контроля как в силу внешних причин, так и вследствие ошибки или мошенничества внутри организации;
е) корпоративный риск - риск, обусловленный тем, что основные учредители (участники) кредитной организации, а также ее руководители могут не соответствовать занимаемой должности из-за низкой квалификации либо негативной деловой репутации.

Любой банковский риск увеличивается, если существует в концентрированной форме, например, при большой зависимости от одного или группы взаимосвязанных контрагентов, промышленных секторов или валют.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: