Современные постнеклассические методологические подходы в психологии

Постнеклассический принцип холономности находит свое преломление в трансперсональной психологии. Сами трансперсональные психологи объясняют идею холономности при помощи образа индуистской религии об ожерелье ведического бога Индры: «В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное» В трансперсональной психологии эта идея эксплицируется как утверждение о том, что каждый индивидуальный психологический гештальт, это может быть видение, фантазия мысль или психосоматический симптом, содержит огромный объем информации о личности. В качестве примера можно рассмотреть свободные ассоциации, апелляция к которым позволяет получить огромное количество данных об индивиде в целом.

Важным для постнеклассической науки, является также принцип «допустимо все», или «anything goes», сформулированный П. Фейерабендом. В психологии этот принцип проявляется в современной практической психологии, выстраиваемой при помощи эклектичного использования методик из различных психологических направлений, а также нередко использующей религиозные идеи брахманизма, буддизма, даосизма, православного исихазма, католического мистицизма. Так, например, в концепции психосинтеза Р. Ассаджиоли используются восточные практики медитации. Если в неклассике проявлялась теоретическая установка на междисциплинарность, то в постнеклассической традиции явно намечается тенденция к полидисциплинарности.

 

 

Методы исследования в посткнелассической психологии (методы непосредственного и опосредованного исследования личности).

Метод - способы, приемы получения, добывания знаний

Методы психологического исследования постклассического типа предполагают ориентацию на общенаучные концепции и принципы постклассической традиции

Методы непосредственного исследование личности:

• Нарративный метод • Многоголосое исследование • Метод совместного исследования

• Полустандартизированное интервью • Метод «фокус-групп»

Нарративный метод

• Предшественник - автобиографический метод • Предполагает самоописания (автобиографии). Авторы выделяют моменты у испытуемых, наделяемые особым смыслом • На основании характерных нарративов могут выстраиваться универсальные модели психических процессов или свойств личности

Многоголосоеисследование

• Опирается на совместное участие в интерпретации текста трех сторон: автора текста, исследователя и читателя текстовых описаний

• Критическая роль-читающего

• Большое внимание уделяется переживаниям исследователя, которые фиксируются в итоговом отчете и открывается для свободных интерпретаций читающего

Совместное исследование

• Cовместные исследования предполагают вооружение исследуемого средствами анализа и осуществления исследования в целом

• Выводы, осуществленные в результате собственного исследования представленных испытуемым текстов дополняются в этом случае интерпретациями испытуемых

Метод«фокус-групп»

• Глубинное фокусированное интервью в форме серий групповых дискуссий, в ходе которых участников «фокусируют» на вопросах, интересующих исследователя с целью получения от них субъективной информации

• Особенность метода - в групповом обсуждении участники включены в общение с себе подобными

• Ориентирован на то, чтобы определить глубинные мотивы и причины тех или иных действий, определить отношение к поставленной проблеме

Группа методов ориентирована на работу с продуктами деятельности человека (его текстами)

• Основоположники данных приемов выступали против концептуализации их как методов в силу критической настроенности к классической науке, а также в силу присутствия позитивистского результата

• Приемы находят свое применение на исследовательском этапе психотерапии

 

25. Проблема единиц анализа психики в психологии. В истории психологии практически каждая значительная научная школа формулировала свои представления о единицах анализа психики — ощущениях, представлениях, идеях (ассоцианизм); структурных отношениях между фигурой и фоном (гештальтпсихология); ре­акции или рефлексе (соответственно реактология и рефлексология); поведенческом акте (бихевиоризм). В необихевиоризме данная проблема была одной из центральных для Э. Толмена, дополнившего схему «стимул — реакция» промежуточными переменными. Свой подход Толмен назвал молярной теорией (моль в химии — мера количества вещества), подчеркивая значимость проблемы единиц анализа. Проблема единиц анализа была очень значимой для Ж. Пиаже. В его теории в качестве единицы анализа выступает интеллектуальная операция, обладающая свойством обратимости и включенная в группировки. Однако «современная психология, характеризующаяся небывалым накоплением все новых и новых фактов, проявляет недостаточный интерес, а порой и удивительную беззаботность к выделению и определению единиц анализа психики».  

Причины: 1. нечеткость определения онтологического и гносеологического статуса единиц анализа; 2. отсутствие четко сформулированных требований к единицам анализа как основам для теоретической реконструкции нередуцируемой психической реальности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: