double arrow

Общенаучный уровень методологии неклассической науки и психологическая теория

Неклассическая наука— концепция в русской школе философии науки, введённая В. С. Стёпиным, выделяющая особенный тип науки эры кризиса традиционной рациональности (конец ХIХ — 60-е годы XX в.).

Особенности неклассической науки:

1. Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук

2. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения

3.Укрепление и расширение единства природы, повышение роли целостного и субстанциального подходов.

4. Формирование нового детерминизма, основанного на всеобщей причинности, а не только на механической причинности

5. Противоречие рассматривается как существенная характеристика объектов материального мира (например, противоречие квантовой и волновой структуры элементарных частиц)

6. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим, точно определенным

7. Вытеснение метафизики в науке диалектикой (изменение способа мышления)

8. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории

Основные принципы: отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора; осмысливаются связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира; парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности; введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности;

Неклассическая наука содержит в себе ряд последующих концепций:

теория эволюции Дарвина.  теория относительности Эйнштейна.  принцип неопределенности Гейзенберга

догадка Огромного Взрыва.  теория катастроф Рене Тома.  фрактальная геометрия Мандельброта

 

Неклассическая методология в психологических направлениях.

Неклассическая психология - это системные особенности исследуемого явления как целого (принцип несведения целого к совокупности его частей)

• Гештальтпсихология – структурные отношения фигуры и фона

• Психодинамическое направление – методы проекции(проективные тесты)

Методы неклассической психологии:

• Интроспекция становится методом неклассического типа, только если исследователь при рассмотрении объекта познания восходит над атомистическим его видением, а также не проводит жестких границ между собой как субъектом исследования и интересующей его

стороной психического как его объектом.

• Самоотчет выступает продолжением метода интроспекции, позволяя фиксировать результаты

самонаблюдений.

• Включенное наблюдение Исследователь вербализует

свои роли в исследовании, заявляет о своих

переживаниях, смыслах, ценностях и т.д.

• Эмпатическое слушание предполагает отождествление

себя с испытуемым с целью переживания идентичных эмоциональных состояний

• Идентификация предполагает мысленную постановку исследователем себя на место исследуемого.

• Диалогическая беседа выстраивается на принципах равноправности общения.

• Биографический метод основан на описании биографии человека.

• Метод интуиции предполагает интуитивное «схватывание» психологических особенностей

человека, не предполагающее специальных техник, а также осознанного использования интеллектуальных операций

Метод интерпретации внутреннего мира человека предполагает обращение при понимании

психологического состояния другого к аналогиям из собственной жизни.

• Герменевтика представляет собой истолкование психологии исследуемого субъекта как текста.

• Экспериментально-генетический метод разработан Л.С.Выготским как часть его культурно-исторического подхода к проблеме развития высших форм психической

активности человека.

• Метод психоанализа, разработанный З.Фрейдом (частично, совместно с К.Г.Юнгом), предполагает анализ исследователем сновидений, описок, оговорок, а также свободных ассоциаций пациента, которые затем истолковываются в соответствии с основными

положениями фрейдизма.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: