Становление позитивистской методологии в психологии

Позитивизм (положительный) - направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод

Сущность метода была выражена в манифесте «Венского кружка» 1929 г.:

Во-первых, существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Так устанавливается граница для содержания легитимной науки

Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод

Сущность метода была выражена в манифесте «Венского кружка» 1929 г.:

Во-первых, существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Так устанавливается граница для содержания легитимной науки

Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа. Основная цель позитивизма — получение объективного знания

Позитивизм: Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Логический позитивизм Представители: Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970)

в центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений

 Принцип верификации - эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом

Лингвистический анализ Представители: Дж. Э. Мур (1873-1958), Л. Витгенштейн (1889-1951)

Принцип проверяемости не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта

 Отказ от верификационной теории значения

 

 

16. Методы исследования в классической психологии.

основные методы, используемые в качестве инструмента научного познания в классической психологии, – наблюдение, эксперимент и метод тестов. Наблюдение – «преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности» Наблюдение в классической психологии дифференцируется исходя из взаимоотношений наблюдаемого и наблюдателя, и объективизируется в двух основных формах: как самонаблюдение (интроспекция), и как внешнее (объективное) наблюдение.

Эксперимент - предполагает организацию «целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация в которой находятся участники эксперимента – испытуемые». признаки: исследователь сам вызывает к жизни исследуемое явление; исследователь имеет возможность изменять условия проведения эксперимента. Изменяя отдельные условия экспериментатор получает возможность выявлять факторы, влияющие на изучаемое явление. Экспериме́нт в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Методический эксперимент – это организованная для решения методической задачи совместная деятельность испытуемых и исследователей, неотъемлемыми признаками которой являются:

точная организованность во времени; наличие предварительно сформулированных гипотез;

план и организованная структура; возможность изолированного учета методического воздействия исследуемого факта; измерение исходного и заключительного состояния знаний.

три основных вида: естественный, лабораторный и формирующий.

Тестирование (метод тестов) — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

 

Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.

Рациональность - это способность мышления работать с идеальными объектами, способность отражать мир в разумно понятийной форме. Можно стать на две точки зрения: 1.эталон рациональности – один из ценностных эталонов, и попытаться определить его свойства, соотношение с другими ценностными эталонами. Такое понимание эталона рациональности можно называть предметным.

2. эталон рациональности – это любой ценностный эталон, и когда мы говорим «Х красив», «Х добр», то в этом случае мы также высказываем некоторые суждения о видах рациональности – эстетической рациональности (красоте) или этической рациональности (добре). В этом случае можно говорить о функциональномпонимании эталона рациональности.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутри научными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер.

Модернизм (новейший, современный) – это система течений в искусстве и философии, возникновение которой относиться приблизительно к 70–м гг. ХІХ в. Развитие общества должно происходить на основе 4 принципов: Демократии; Доминирования индустрии; Техники; Естествознания.

Основными характеристиками постмодернистской культуры является:

- дискретность; - локальность; - фрагментированность; - случайность; - акцент на игровом начале;

- антиантропоцентризм; - отсутствие жёстких оппозиций и универсальных идеалов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: