Виды и классификации переменных в психологии

Независимые переменные – это те средства, которые имеются в распоряжении экспериментатора для воздействия на испытуемых. Зависимая переменная– это те изменения, которые происходят в состоянии, поведении, общении и деятельности испытуемых под воздействием экспериментатора. Внешние переменные (помехи)– то факторы (условия), которые также воздействуют на испытуемых помимо воли экспериментатора (усталость, шум за окном). Экспериментатор должен стремиться уменьшить воздействие внешних переменных на испытуемых. Независимые переменные. 1. Качествненные– выражаются в том, что какое-либо воздействие либо присутствует в эксперименте, либо отсутствует. (Например: подсказка экспериментатора (может быть, может не быть)). 2. Количественные – выражается в различных степенях (более двух) воздействия экспериментатора на испытуемых. Виды зависимых переменных (чем манипулирует экспериментатор). 1. Одномерные– регистрируется лишь один параметр. Именно он считается проявлением зависимой переменной. (Время реакции)– выделяется ряд параметров, которые фиксируются. (Например: время решения задачи, качество решения, оригинальность и т.д.). 3. Фундаментальные- Когда известно отношение между отдельными параметрами многомерной ЗП, параметры рассматриваются в качестве аргументов, а сама ЗП в качестве функции. Виды внешних переменных Условно делят на: 1. Дополнительные – снижают внешнюю валидность эксперимента. 2. Побочные– снижают внутреннюю валидность эксперимента. Внутренняя валидность– это степень соответствия проводимого эксперимента идеальному эксперименту. Внешняя валидность– это степень соответствия проводимого эксперимента реальным условиям жизнедеятельности испытуемых.

 

 

Операционализация переменных в научном психологическом исследовании.

Средства операционализации переменных – это психологические методики и их выбор. Значения переменных – результаты использования методик.

В экспериментальном исследовании может присутствовать как минимум две методики: для задания НП и измерения ЗП. Они оцениваются в аспектах репрезентативности конструктов НП и ЗП, соответствия реальным условиям, аспекты кот. моделируются.

Операционализация средств, т.е. разработка методического арсенала при проверке пи гипотез –творческий компонент.

Путь связи сути псих. переменной с методикой – косвенная реконструкция того, что репрезентуется показателем. 2 условия:

1) представленные в гипотезе эмпирически нагруженные понятия НП и ЗП должны быть операционализированы ( должен быть конкретизирован путь их методического представления в исследовании);

2) Операционализация должна быть такой, чтобы управление экспериментальным фактором или изменения базисного процесса могли быть представлены в виде шкалы, т.е. могли быть измерены.

Надо разделять понятия «метод» и «методика» как разноуровневые единицы анализа пси реальности. Из методики не следует метод. Метод – более крупная единица анализа исследования.

Психологическая методика – способы фиксации псих. данных, техники построения псих. показателей.

Взаимосвязь метода и методики важна в методической операционализации переменных. Этим понятием охватывается решение проблемы выбора методик для задания, фиксации и измерения переменных, как представляющих:

- те или иные конструкты;

- конкретизации переменных в экспериментальной гипотезе;

- реалии моделируемой предметной (эксп) деятельности;

- условия актуализации изучаемых базисных процессов.

Уровни экспериментальных факторов становятся психологическими благодаря тому, что в ЭГ они связываются с ожидаемыми изменениями базисного процесса.

Базисный процесс – центральное звено регуляции изменений, отражаемых в показателях ЗП.

Операциональная валидность – оценка эксперимента с точки зр. степени соответствия эмпирически нагруженным понятиям НП, ЗП и ДП тех методик задания и измерения переменных, которые используются в исследовании.

Оценка операциональной валидности связана с тем, насколько удачно совершен переход от формулирования гипотез к выбору методик.

Конструктная валидность – это оценка обоснованности перехода от представленных в теоретической гипотезе понятий – психологических конструктов – к эмпирическим их репрезентациям как НП, ЗП и ДП.

Оценка возможности обобщения зависит от конструктной валидности (и от внешней).

Взаимосвязь операциональной и конструктной валидности.

Эти виды валидности позволяют оценить содержательное планирование исследования.

Психологическая гипотеза, выводимая как следствие из теоретической концепции, при повторных проверках может несколько видоизменяться, если изменяются средства операционализации переменных. концептуальные репликации -когда предполагается выявление одной и той же теоретической зависимости, но пси конструкты конкретизируются разными методическими ср-вами. При множественных измерениях ЗП разными методиками повышается обоснованность утверждения о характере изучаемого процесса. Измерения типов задания НП также расширяют диапазон обобщений.

В психологии часто при использовании одного понятия изучаются разноуровневые базисные процессы. Пример: понятие импульсивность (как генерализованная черта, как когнитивный стиль и проч).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: