Средства операционализации переменных – это психологические методики и их выбор. Значения переменных – результаты использования методик.
В экспериментальном исследовании может присутствовать как минимум две методики: для задания НП и измерения ЗП. Они оцениваются в аспектах репрезентативности конструктов НП и ЗП, соответствия реальным условиям, аспекты кот. моделируются.
Операционализация средств, т.е. разработка методического арсенала при проверке пи гипотез –творческий компонент.
Путь связи сути псих. переменной с методикой – косвенная реконструкция того, что репрезентуется показателем. 2 условия:
1) представленные в гипотезе эмпирически нагруженные понятия НП и ЗП должны быть операционализированы ( должен быть конкретизирован путь их методического представления в исследовании);
2) Операционализация должна быть такой, чтобы управление экспериментальным фактором или изменения базисного процесса могли быть представлены в виде шкалы, т.е. могли быть измерены.
|
|
Надо разделять понятия «метод» и «методика» как разноуровневые единицы анализа пси реальности. Из методики не следует метод. Метод – более крупная единица анализа исследования.
Психологическая методика – способы фиксации псих. данных, техники построения псих. показателей.
Взаимосвязь метода и методики важна в методической операционализации переменных. Этим понятием охватывается решение проблемы выбора методик для задания, фиксации и измерения переменных, как представляющих:
- те или иные конструкты;
- конкретизации переменных в экспериментальной гипотезе;
- реалии моделируемой предметной (эксп) деятельности;
- условия актуализации изучаемых базисных процессов.
Уровни экспериментальных факторов становятся психологическими благодаря тому, что в ЭГ они связываются с ожидаемыми изменениями базисного процесса.
Базисный процесс – центральное звено регуляции изменений, отражаемых в показателях ЗП.
Операциональная валидность – оценка эксперимента с точки зр. степени соответствия эмпирически нагруженным понятиям НП, ЗП и ДП тех методик задания и измерения переменных, которые используются в исследовании.
Оценка операциональной валидности связана с тем, насколько удачно совершен переход от формулирования гипотез к выбору методик.
Конструктная валидность – это оценка обоснованности перехода от представленных в теоретической гипотезе понятий – психологических конструктов – к эмпирическим их репрезентациям как НП, ЗП и ДП.
Оценка возможности обобщения зависит от конструктной валидности (и от внешней).
Взаимосвязь операциональной и конструктной валидности.
|
|
Эти виды валидности позволяют оценить содержательное планирование исследования.
Психологическая гипотеза, выводимая как следствие из теоретической концепции, при повторных проверках может несколько видоизменяться, если изменяются средства операционализации переменных. концептуальные репликации -когда предполагается выявление одной и той же теоретической зависимости, но пси конструкты конкретизируются разными методическими ср-вами. При множественных измерениях ЗП разными методиками повышается обоснованность утверждения о характере изучаемого процесса. Измерения типов задания НП также расширяют диапазон обобщений.
В психологии часто при использовании одного понятия изучаются разноуровневые базисные процессы. Пример: понятие импульсивность (как генерализованная черта, как когнитивный стиль и проч).
41. Понятие переменных в научном психологическом исследовании.
Переменная представляет собой то, что может быть изменено, например, определенная характеристика или значение в рамках исследования. В психологии переменные используются для того, чтобы установить, приводят ли изменения одного фактора к изменениям в другой.
В экспериментальной психологии выделяют два вида переменных:
Независимая переменная — фактор, который контролируют авторы исследования. Например, в эксперименте по изучению воздействия недостатка сна на производительность, лишение сна является независимой переменной.
Зависимая переменная — явление, которое экспериментаторы фиксируют и измеряют. В нашем примере, результаты тестов на производительность и являются как раз зависимой переменной.
Важно отметить, что независимые и зависимые переменные не единственные переменные, присутствующие в экспериментах. В некоторых случаях заметное влияние на отношение между независимой и зависимой переменной (следовательно, и на результаты эксперимента) могут оказать посторонние факторы. Например, в нашем примере к таким факторам можно отнести возраст и пол испытуемых.
Есть два основных вида посторонних переменных:
Субъектные переменные. Это посторонние переменные, связанные с индивидуальными особенностями каждого из участников, которые могут повлиять на то, как те реагируют на условия эксперимента. К ним могут относить половозрастные характеристики, происхождение, настроение, тревожность, интеллект, осведомленность и т.д.
Ситуационные переменные. Это посторонние переменные, связанные с явлениями окружающей среды, которые могут повлиять на реакцию участников. Например, если участник проходит испытания в прохладном помещении, пониженная температура считается посторонней переменной Некоторые участники могут не реагировать на прохладу, некоторых это может отвлекать и раздражать.
В большинстве случаев посторонние переменные также контролируются в рамках эксперимента: исследователи сами могут выбрать участников в соответствии с определенными критериями или задать другие условия.