Проблема операционализации переменных в научном психологическом исследовании

Средства операционализации переменных – это психологические методики и их выбор. Значения переменных – результаты использования методик.

В экспериментальном исследовании может присутствовать как минимум две методики: для задания НП и измерения ЗП. Они оцениваются в аспектах репрезентативности конструктов НП и ЗП, соответствия реальным условиям, аспекты кот. моделируются.

Операционализация средств, т.е. разработка методического арсенала при проверке пи гипотез –творческий компонент.

Путь связи сути псих. переменной с методикой – косвенная реконструкция того, что репрезентуется показателем. 2 условия:

1) представленные в гипотезе эмпирически нагруженные понятия НП и ЗП должны быть операционализированы ( должен быть конкретизирован путь их методического представления в исследовании);

2) Операционализация должна быть такой, чтобы управление экспериментальным фактором или изменения базисного процесса могли быть представлены в виде шкалы, т.е. могли быть измерены.

Надо разделять понятия «метод» и «методика» как разноуровневые единицы анализа пси реальности. Из методики не следует метод. Метод – более крупная единица анализа исследования.

Психологическая методика – способы фиксации псих. данных, техники построения псих. показателей.

Взаимосвязь метода и методики важна в методической операционализации переменных. Этим понятием охватывается решение проблемы выбора методик для задания, фиксации и измерения переменных, как представляющих:

- те или иные конструкты;

- конкретизации переменных в экспериментальной гипотезе;

- реалии моделируемой предметной (эксп) деятельности;

- условия актуализации изучаемых базисных процессов.

Уровни экспериментальных факторов становятся психологическими благодаря тому, что в ЭГ они связываются с ожидаемыми изменениями базисного процесса.

Базисный процесс – центральное звено регуляции изменений, отражаемых в показателях ЗП.

Операциональная валидность – оценка эксперимента с точки зр. степени соответствия эмпирически нагруженным понятиям НП, ЗП и ДП тех методик задания и измерения переменных, которые используются в исследовании.

Оценка операциональной валидности связана с тем, насколько удачно совершен переход от формулирования гипотез к выбору методик.

Конструктная валидность – это оценка обоснованности перехода от представленных в теоретической гипотезе понятий – психологических конструктов – к эмпирическим их репрезентациям как НП, ЗП и ДП.

Оценка возможности обобщения зависит от конструктной валидности (и от внешней).

Взаимосвязь операциональной и конструктной валидности.

Эти виды валидности позволяют оценить содержательное планирование исследования.

Психологическая гипотеза, выводимая как следствие из теоретической концепции, при повторных проверках может несколько видоизменяться, если изменяются средства операционализации переменных. концептуальные репликации -когда предполагается выявление одной и той же теоретической зависимости, но пси конструкты конкретизируются разными методическими ср-вами. При множественных измерениях ЗП разными методиками повышается обоснованность утверждения о характере изучаемого процесса. Измерения типов задания НП также расширяют диапазон обобщений.

В психологии часто при использовании одного понятия изучаются разноуровневые базисные процессы. Пример: понятие импульсивность (как генерализованная черта, как когнитивный стиль и проч).

 

  41. Понятие переменных в научном психологическом исследовании.

Переменная представляет собой то, что может быть изменено, например, определенная характеристика или значение в рамках исследования. В психологии переменные используются для того, чтобы установить, приводят ли изменения одного фактора к изменениям в другой.

В экспериментальной психологии выделяют два вида переменных:

Независимая переменная — фактор, который контролируют авторы исследования. Например, в эксперименте по изучению воздействия недостатка сна на производительность, лишение сна является независимой переменной.

Зависимая переменная — явление, которое экспериментаторы фиксируют и измеряют. В нашем примере, результаты тестов на производительность и являются как раз зависимой переменной.

Важно отметить, что независимые и зависимые переменные не единственные переменные, присутствующие в экспериментах. В некоторых случаях заметное влияние на отношение между независимой и зависимой переменной (следовательно, и на результаты эксперимента) могут оказать посторонние факторы. Например, в нашем примере к таким факторам можно отнести возраст и пол испытуемых.

Есть два основных вида посторонних переменных:

Субъектные переменные. Это посторонние переменные, связанные с индивидуальными особенностями каждого из участников, которые могут повлиять на то, как те реагируют на условия эксперимента. К ним могут относить половозрастные характеристики, происхождение, настроение, тревожность, интеллект, осведомленность и т.д.

Ситуационные переменные. Это посторонние переменные, связанные с явлениями окружающей среды, которые могут повлиять на реакцию участников. Например, если участник проходит испытания в прохладном помещении, пониженная температура считается посторонней переменной Некоторые участники могут не реагировать на прохладу, некоторых это может отвлекать и раздражать.

В большинстве случаев посторонние переменные также контролируются в рамках эксперимента: исследователи сами могут выбрать участников в соответствии с определенными критериями или задать другие условия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: