Проблема согласования и соотнесения объекта и предмета в психологическом исследовании

 

 

37. Понятие количественных методов исследования в психологии.
Количественные (статистические) методы:

а) описательный анализ – анализ, позволяющий описывать центральные тенденции и вариационную изменчивость во группе;

б) дисперсионный анализ; - анализ с помощью которого возможно изучать достоверность влияния одной или нескольких независимых переменных на зависимые;

в) корреляционный анализ – дает возможность изучать совместную изменчивость двух переменных;

г) факторный анализ – анализ, с помощью которого изучают структуру какого-либо явления, или переходят от большей размерности данных к меньшей;

д) дискриминативный анализ – позволяет классифицировать объекты

е) регрессионный анализ – дает возможность предсказать влияние одной переменной на другую.

Количественные методы исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых признаков, при этом обработка осуществляется с помощью упорядоченных, стандартизированных процедур, количественных по своей природе. К таким методам предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность. Данные методы ориентированы на доказательство, на открытие общих законов. Реализуются в рамках номотетического и тестологического подходов.

 


Понятие качественных методов исследования в психологии.

Качественные (категоризации) методы:

а) метод психологической каузистики – метод предполагающий описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил.

Качественные методы исследования предназначены для получения с помощью специальных техники полной информации о личности, которая зачастую не осознается последней. Качественное исследование является интерпретационным и позволяет получить данные о мотивах поведения, установках людей, страхах и т.д. Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям зачастую неприменимы. Качественные методы ориентированы на открытие уникального в личности. Реализуются в рамках идеографического и клинического походов.

 

Проблема применения количественных и качественных методов в психологическом исследовании.

В основе данного разделения лежат разные подходы – номотетический и идеографический.

Номотетическое исследование (Номотетический (от лат. norma - образец) подход - измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой) ориентировано на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются при помощи экспериментальных процедур. Применительно к личности утверждается реальность общих черт

Критика. Ситуативная специфичность в проявлении любой психологической черты.

Идеографический способ ( Идеографический (от греч. - образ, идея) подход - распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание) исследования должен быть ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент (то есть личность) должен быть представлен как уникальный феномен. Сторонники идиографического подхода настаивают на уникальности, неповторимости психической организации отдельной личности, избегая любых «объективных» (количественных) методик ее исследования.

Критика. В адрес идеографического метода раздаются упреки, главный из которых — отсутствие объективности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: