Модуль 1. Психология человека
Семинар 1.
Тема 3. Антропологический и эволюционный подходы к изучению человека. Представление о человеке в основных зарубежных психологических школах
(2 часа)
Образовательные задачи:
1. Освоение знаний о специфике научных позиций зарубежных исследователей в понимании различных концепций человека.
2. Формирование умения системно анализировать научные взгляды (концепции, теории) по теме семинара и генерировать на основе теоретических знаний психолого-педагогические идеи.
3. Овладение способами ориентации в профессиональных источниках информации (хрестоматии, словари, интернет-ресурсы и т.д.), опытом участия в дискуссии как форме научного и профессионально-педагогического общения (руководствуясь принципами диалога, сотрудничества и толерантности).
Вопросы для обсуждения и предполагаемые технологии (методы) работы:
1. Бихевиоризм как наука о поведении; отношение бихевиоризма к сознанию;теоретические и практические задачи, методы бихевиоризма; представление о человеке как реактивном существе (доклады-сообщения студентов по итогам самостоятельной работы).
|
|
2. Представление об уникальности личности в гуманистической психологии. Целостная природа психической жизни человека. Человек как активное, творческое существо, способное к саморазвитию (круглыйстол). Психоанализ как учение о глубинной психике человека (перекрестная дискуссия на тему ««За» и «против» психоанализа»).
3. Принципиальная возможность различных концепций человека в психологии (рефлексия по кругу).
Материалы для текущего контроля
1. Тезисы доклада (сообщения) подготовленного выступления.
2. Выходная карта по результатам круглого стола.
3. Опорный конспект статьи.
4. Участие в перекрестной дискуссии.
5. Участие в рефлексии «по кругу».
Литература
Обязательная
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: «Астрель», 2008. – С. 9 - 99.
2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2005, С. 38 - 53.
3. Маслоу А. Самоактуализация // Мотивация и личность / – М., СПб., Н.-Новг.: Питер, 2006.
4. Петровский, А. В. Введение в психологию / под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 2001, С. 88 – 113.
Дополнительная
a. Рубинштейн, С.Л. Основыобщей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПитерЮг, 2005.
b. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006.
c. Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. Хьелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – М., 1997. – С. 105 – 160, 331 – 372.
|
|
http://psychol.ras.ru/ | Сайт Института психологии РАН |
http://www.pirao.ru/ | Сайт Психологического института РАО |
http://www.psy.msu.ru/ | Сайт факультета психологии МГУ |
Семинар 2
Тема 4. Представление о человеке в отечественной психологии.Культурно-историческая психология Л.С. Выготского. Психологическая теория деятельности
(4 часа)
Образовательные задачи:
1. Освоение системы научных знаний, способствующих пониманию основополагающихположений теории Л. С. Выготского и психологической теории деятельности.
2. Умение использовать теоретические знания при интерпретации примеров и ситуаций реальной жизни, владеть ключевыми понятиями в качестве профессионального психолого-педагогического инструментария.
3. Оладение способами проектной деятельности в образовании. Владеть приемами личной рефлексии.
Вопросы для обсуждения и предполагаемые формы (методы) работы:
1. Вопрос о природе психики человека. Сходство и кардинальное отличие психики человека от психики животного (разработка сопоставительной таблицы).
2. Усвоение общественно-исторического опыта как генеральный путь развития психики человека (презентация на пленарном обсуждении в жанре стендового доклада).
3. Человек как культурно-историческое образование, психология человека как результат длительного культурно-исторического развития (индивидуальное психологическое эссе).
4. Психологическая теория деятельности как продолжение и развитие основных положений культурно-исторической теории развития человека Л. С. Выготского (терминологический словарь ключевых понятий культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности).
5. Структура деятельности. Категория субъектности как одна из основных категорий и определяющая психологическая характеристика человека в логике данной теории (кейс-стади).
6. Роль категории субъектности в жизни человека (психологическое эссе «Я как субъект жизнедеятельности: проблемы… перспективы…).
7. Критерии успешной, продуктивной деятельности. Особые требования к мотивационно-потребностной и операционно-технической аспектам деятельности (групповое проектирование с последующей презентацией в жанре стендового доклада).
Материалы для текущего контроля
1. Графический организатор «Психика человека и психика животного» (сопоставительная таблица).
2. Стендовый доклад с презентацией.
3. Индивидуальное психологическое эссе.
4. Текст терминологического диктанта
5. Участие в обсуждении.
6. Психологическое эссе.
Литература
Обязательная
1. Введение в психологию / Под ред. Проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 2001, С. 5 - 57.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию:курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер, - М.: «Астрель», 2008. – С. 99 – 114, 169 – 198.
3. Драгунский В. Денискины рассказы / В, Драгунский. – Астрель, АСТ, 2007.
Дополнительная
1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2005, С. 95 – 98.
2. Рубинштейн, С.Л. Основыобщей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПитерЮг, 2005.
3. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев – М.: Школа-Пресс, 1995, с. 277 – 366.
http://psychol.ras.ru/ | Сайт Института психологии РАН |