Тема 6. Сознание как высшая стадия развития психики

Понятие сознания и его структуры. Отношение к сознанию и подходы к его изучению в основных психологических направлениях. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении сознания. Психологическая структура сознания с точки зрения Л. С. Выготского. Сознание и самосознание. Осознанность как фундаментальная особенность образа жизни человека. Векторы взаимодействия человека с миром: взаимодействие с окружающим миром; взаимодействие с другими людьми; взаимодействие с самим собой. Формы взаимодействия: рационально-логическая, чувственная.

Тема 7. Функциональная и структурная организация психики: процессы, состояния, свойства.

Теория функциональных систем П. К. Анохина. Функциональная и структурная организация психики: процессы, состояния, свойства. Динамическая организация      структур и процессов организма. Единая функциональная система как интегративная основа целостной деятельности организма. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью (перцептивные процессы, мнемические процессы, интеллектуальные процессы). Психические состояния и их регуляция. Психические свойства личности (направленность, способности, темперамент, характер).

 Три уровня свойств нервной системы (общие, комплексно-структурные, элементарные) и интегративные образования психики: мотивационные, аффективные, психодинамические. Интегративные образования психики как результат длительного культурно-исторического процесса развития человека.

 

Тема 8. Индивидные свойства человека.

Понятие о человеке как индивиде. Понятие об индивидных свойствах: классификация природных свойств человека Б. Г. Ананьева. Классические представления о природных свойствах человека. Половозрастные и индивидуально-типические особенности. Конституционные типологии в психологии (типологии Э. Кречмера и У. Шелдона). Проблема влияния конституционных особенностей на поведение и психику человека. Соотношение понятий индивида и индивидуальности.

Тема 9. Индивидуальность и ее структура:темперамент, характер, способности.

Понятие индивидуальности; структура индивидуальности. Темперамент, его природа и место в структуре индивидуальных свойств человека. Содержательный и формально-динамический аспекты психики человека. Активность и эмоциональность как базовые формально-динамические характеристики темперамента человека. Тип темперамента, свойства темперамента. Тип ВНД и свойства нервной системы. Индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Неправомерность оценочного подхода к темпераменту.

Характер как проявление содержательного компонента психики. Характер как совокупность устойчивых свойств человека. Характер и поведение, структура характера, черты характера. Акцентуации характера. Соотношение характера и темперамента, характера и личности.

Способности как деятельное выражение субъектности, задатки как природные предпосылки развития способностей. Структура способностей. Общие и специальные способности. Художественные и мыслительные типы ВНД. Активность и саморегуляция как базовые компоненты способностей. Уровни проявления способностей: одаренность, талант, гениальность. Сензитивные периоды в развитии способностей. Тесты способностей.

 

Тема 10. Личность. Представление о личности в основных психологических школах и направлениях.

Проблема личности в психологии. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии: аналитическая психология личности, индивидуальная психология личности, психоанализ и неофрейдизм о личности, гуманистическая психология личности; личность в культурно-исторической психологии и теории деятельности. Структура личности в различных психологических теориях. Механизмы формирования личности. Критерии сформированной личности.

Самосознание личности и его функции. Формы проявления самосознания. Понятие рефлексии. Понятие «Образа – Я».

 

Тема 11. Эмоции и чувства. Эмоциональная сфера личности.

Эмоции как особый класс психических процессов и состояний, причины их возникновения, связь с мотивационно-потребностной сферой человека. Функции эмоций как различные грани общей функции внутренней регуляции деятельности. Формы эмоций: аффекты, конкретные эмоции, настроения, страсти, стрессы и чувства. Амбивалентность чувств. Классификация чувств, модальности, качества их переживания. Эмоциональный строй человека. Понятие об эмоциональной сфере личности.

 

Тема 12. Произвольность и воля. Регуляторно-волевая сфера личности.

Понятие о произвольной деятельности (субъектной) и волевом поведении, понятие произвольности и воли, их функции и специфика осуществлении. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Основные способы и механизмы волевого поведения. Структура произвольного поведения. Структура волевого акта. Воля и смысловая сфера личности. Понятие о морально воспитанной воле.

 

Тема 13. Общение и поведения.

Подходы к пониманию общения в психологии. Общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как взаимопонимание. Трактовка общение как специфической деятельности человека в русле психологической теории деятельности. Человек как субъект общения. Вербальные и невербальные способы общения. Понятие о сферах личностного и делового общения.

      Представление о поведении как о внешних проявлениях внутренней психической деятельности человека. Сложная иерархическая структура поведения человека. Факты поведения. Связь поведения и деятельности сознания. Проявление в поведении индивидуальных и личностных особенностей человека; особая роль поступка. Подходы к изучению поведения в основных направлениях психологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: