Тема 14. Познание. Познавательная сфера личности

Познание и познавательная деятельность, человек как субъект познания. Познание и образ. Познавательные процессы. Психология восприятия и ощущения. Свойства и виды, функции ощущений и восприятия. Мышление, теории мышления, свойства, виды и функции. Творческое мышление и обучение. Речь как познавательный процесс, виды и функции речи. Воображение, виды, свойства, функции. Творческое мышление и воображение. Память, функции, процессы, свойства, виды. Внимание, его функции, свойства и виды.

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Формой итогового контроля во втором семестре является экзамен в виде устного собеседования. Билет включает три вопроса: два теоретических и третий – практическое задание из заранее предложенного списка.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Особенности психологии как науки. Объект и предмет психологии. Методы психологии.

2. Психология как наука и область гуманитарной практики. Различия житейской и научной психологии.

3. Предмет психологии. Исторический обзор психологического знания: этапы становления психологии.

4. Представления древних философов о душе.

5. Основные отрасли психологии.

6. Исторический обзор психологического знания: донаучный период.

7. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению.

8. Представление о человеке: антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Представление о человеке в основных психологических школах.

9. Гуманистическая психология и ее ориентация на уникальную личность человека.

10.  Бихевиоризм (предмет исследования, основной метод исследования, образ человека, достоинства и ограничения данного направления).

11. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека.

12.  Культурно-историческая психология Л. С. Выготского (понятие о психике, о высших психических функциях и законе их развития).

13. Психологическая теория деятельности (структура деятельности: мотивационно-потребностная сторона и операционально-техническая сторона; понятие о внешней и внутренней деятельности; человек как субъект деятельности; деятельность и сознание).

14. Сознание и самосознание.

15. Сознание. Отношение к категории сознания в основных психологических направлениях.

16. Структура сознания по Л. С. Выготскому.

17. Понятие о механизмах психологической защиты.

18. Личность и ее структура. “Первое” и ”второе” рождение личности по А. Н. Леонтьеву.

19. Трактовка личности в основных психологических направлениях.

20. Индивидуальность и ее структура.

21. Биологические основы психики.

22. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

23. Функциональная и структурная организация психики: процессы, свойства, состояния.

24. Соотношение понятий темперамента и характера.

25. Интегративные психические образования: общая характеристика.

26. Понятие о темпераменте.

27.  Понятие о характере. Акцентуация характера. Основные типы акцентуации характера.

28.  Способности и направленность личности.

29. Общие и специальные способности.

30.  Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций и чувств.

31. Эмоциональная сфера личности.

32. Воля. Способы волевого поведения. Волевая сфера личности.

33. Произвольность и воля.

34. Человек как субъект познания.

35. Психология ощущений.

36. Восприятие как основа познавательной деятельности человека.

37. Мышление, его виды.

38. Внимание, виды и основные свойства.

39. Воображение: виды воображения.

40. Приемы воображения.

41. Речь, ее виды и функции.

42. Письменная речь как высшая форма речи.

43. Память, виды и свойства.

44. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

45. Общение. Человек как субъект общения. Сферы личного и делового общения. Вербальные и невербальные способы общения.

46. Поведение человека. Иерархическая структура поведения человека.

47. Основные виды мыслительных операций.

48. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

49. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

50. Основные свойства и виды восприятия.

 

 

Практические задания

1. Сформулируйте несколько идей (тезисов) по теме «Темперамент школьника как одно из проявлений его индивидуальности».

2. Сформулируйте несколько идей (тезисов) для выступления на педагогическом совете по теме «Что должен знать современный учитель о способностях и условиях их формирования у детей и подростков?».

3. Разработайте план выступления на педагогическом совете по теме «Роль мотивации в развитии познавательной деятельности школьника».

4. Спланируйте логику проведения дискуссии с учителями на педагогическом совете по теме «Задача школы: развитие индивидуальности или формирование мышления?».

5. Спланируйте логику проведения дискуссии на педагогическом совете по теме: «Какие психологические знания необходимы современному учителю?».

10. Сформулируйте несколько идей для выступления на родительском собрании по теме «Проблемы формирования характера. Акцентуация характера у подростка».

11. Сформулируйте несколько идей для выступления на родительском собрании по теме «Роль мотивации в развитии познавательной сферы человека».

12. Сформулируйте несколько идей для выступления на родительском собрании по теме «Ответственность взрослых за формирование воли и произвольности у детей/подростков».

13. Разработайте план выступления на родительском собрании по теме «Ответственность взрослых за развитие эмоциональной сферы детей/подростков».

14. Разработайте план выступления на родительском собрании по теме «Основные характеристики и условия формирования словесно-логического мышления у подростков».

15. Спланируйте логику проведения дискуссии-круглый стол с родителями (в рамках родительского собрания) по теме «В чем, с Вашей точки зрения, заключается особая ответственность семьи, а в чем – школы за формирование положительных черт характера?».

16. Спланируйте логику проведения дискуссии-круглый стол с родителями (в рамках родительского собрания) по теме «Почему педагоги и родители детей должны целенаправленно создавать условия для развития сложных форм речи, речевого поведения?».

17. Спланируйте логику проведения дискуссии-круглый стол с родителями (в рамках родительского собрания) по теме «С Вашей точки зрения, большая ответственность за формирование учебных/коммуникативных умений и навыков лежит на семье или школе?».

18. Объясните, зачем современному учителю знание психоанализа?

19. Объясните, зачем современному учителю знание бихевиоризма?

20. Объясните, зачем современному учителю знания культурно-исторической теории развития психики человека Л. С. Выготского?

21. Объясните, зачем современному учителю знания о биологических основах психики?

22. Объясните, зачем современному учителю знания о гуманистической психологии?

23. Сформулируйте несколько проблемных вопросов для дискуссии по теме «Общие и специальные способности».

24. Сформулируйте несколько проблемных вопросов для дискуссии по теме «Восприятие как основа познавательной деятельности человека».

25. Сформулируйте несколько проблемных вопросов для дискуссии по теме «Память: виды и свойства».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: