Программа учебного курса «психология»

МОДУЛЬ 1

Психология человека

Тематическое планирование по курсу «Психология» (модуль 1)

Психология человека

Таблица 2

Название темы Лекции Семинарско-практические занятия Самостоят. работа
1 Психология как наука и область гуманитарной практики. Объект и предмет психологии. Методы психологии 1 —   6
2 Исторический обзор психологического знания (донаучный период) 1 6
3 Представление о человеке и (методологические и методические) подходы к его изучению в основных направлениях зарубежной психологии. 2 2 Дискуссия-дебаты 8
4 Представление о человеке в отечественной пси-хологии. Культурно-историческая психология Л. С. Выготского. Психологическая теория деятельности 2 4 Групповая работа с последующим пленарным обсуждением. Дискуссия -круглый стол 6
5 Биологические основы психики. Развитие психики в фило- и онтогенезе. Стадии развития психики 1 --- 4
6 Сознание как высшая стадия развития психики 1 2 Групповая работа с последующей презентацией результатов работы каждой группы 4
7 Функциональная и структурная организация психики: процессы, состояния, свойства. 1 --- 4
8 Индивидные свойства человека 1 --- 2
9 Индивидуальность и ее структура: темперамент,   характер,     способности 2 Дискуссия-дебаты. 2 Дискуссия-круглый стол 2 Групповой проект; защита в жанре стендового доклада 2   10
10 Личность. Трактовки личности в основных психо-логических направлениях. 2 2 Дискуссия-круглый стол 6
11 Эмоции и чувства. Эмоциональная сфера лич-ности 1 2 Семинар 6
12 Произвольность и воля. Регуляторно-волевая сфера личности 1 2 Групповой проект 4
13 Общение и поведение 2 2 Ролевая игра 4
14 Познание. Познавательная сфера личности:     ощущение и восприятие, внимание, мышление, память, воображение,  речь   2 Семинар. Групповой проект 2 2 2 2 2 2 20
  Итого: 20 34 90

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Психология как наука и область гуманитарной практики. Объект и предмет психологии. Методы психологии

Общее представление о психологии как науке. Место психологии в системе наук. Научная и житейская психология. Искусство и устное научное творчество как особые формы психологических знаний и представлений. Предмет и объект психологии: психические явления и психологические факты. Естественнонаучная и гуманитарные парадигмы в науке. Принципы психологии. Основные методы психологического исследования. Структура современной психологии: отрасли психологии.

 

Тема 2. Исторический обзор психологического знания(донаучный период)

Этапы становления психологии как основные психологические теории и их взаимосвязь. История предмета психологии. Донаучный этап в развитии психологического знания. Психология в недрах философии и естествознания. Представления древних философов о душе. Абсолютизация отдельных категорий (сознание, поведение, деятельность, личность и т. д.) как основа оформления течений и научных школ в психологии.

Тема 3. Представление о человеке и (методологические и методические) подходы к его изучению в основных направлениях зарубежной психологии.

      Исследование явлений и фактов сознания человека в психологии сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека. Ключевые идеи классического психоанализа З. Фрейда. Структура психики и личности. Понятие сублимации. Понятие о психологических защитах.

Гештальтпсихология как течение, ориентированное на целостное изучение человеческой психики. Гуманистическая психологи и ее ориентация на уникальную личность человека. «Человек познающий» в когнитивной психологии. Определение предмета и методов его изучения применительно к каждому психологическому направлению.

    Тема 4. Представление о человеке в отечественной психологии. Культурно-историческая психология Л. С. Выготского. Психологическая теория деятельности.

      Л. С. Выготский как основоположник культурно-исторической психологии. Предмет психологии в понимании Выготского. Учение о высших психических функциях, их социальном происхождении. Схема строения высших психических функций. Понятие интериоризации как превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Понятие о культурно-историческом знаке.

      Теория деятельности, роль А. Н. Леонтьева в ее разработке. Основные принципы теории деятельности: единство сознания и деятельности, субъектность, активность, предметность и социальная обусловленность. Основные понятия теории деятельности (потребность, мотив, цель, задача, действие, операция, результат). Соотношение сознание и деятельности, личностный смысл, значение и чувственная ткань как компоненты сознания. Понятие субъектности как одно из центральных в создании образа человека с позиций теории деятельности. Структура деятельности: мотивационно-потребностные и операционально-технические аспекты. Классификация потребностей и мотивов: побудительные и притягательные мотивы (установка, влечение, желание, интерес, мечта, идеалы, убеждения). Виды деятельности, понятие о творческой деятельности.

Тема 5. Биологические основы психики. Развитие психики в фило- и онтогенезе. Стадии развития психики.

Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы. Взаимосвязь психики и мозга человека: мозг и психика, психика и нервная система, психика и высшая нервная деятельность. Происхождение и развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Стадии развития психики. Гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении чувствительности. Адаптивная роль психики в эволюции животных, особенности проявления психики животных. Инстинкты и их природа. Соотношение инстинкта и навыка. Язык и общение, роль речи и орудийной деятельности в развитии сознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: