Программа учебной дисциплины
Б.3 Профессиональный цикл
Базовая (общепрофессиональная) часть
Наименование дисциплины: «ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки:
Педагогическое образование
Профили: ________________________________
Квалификация (степень) «бакалавр»
Форма обучения: очная
Авторы:
Андриенко Е.В. – д.п.н., профессор,
зав. кафедрой педагогики и психологии ИФМИЭО
Чепель Т.Л. – к.психол.н., профессор,
кафедрыпсихологии и педагогики ИЕСЭН, директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования»
Истюфеева Ж.Н. – к.психол..н., доцент кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН
Мисникова Л.И. – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН
Бородина-Глебская Е.А. – ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН
Яковенко Т. Д. - ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН
НОВОСИБИРСК, 2011
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Курс «Психология» включен в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования и входит в базовую (обязательную) часть цикла профессиональных дисциплин образовательной программы бакалавриата по направлению 050100 Педагогическое образование. В цикле общепрофессиональных дисциплин учебный курс «Психология» направлен на формирование основных психолого-педагогических компонентов профессиональной компетентности бакалавра. Программа данного курса соответствует требованиям государственного стандарта высшего профессионального образования, имеет единую структуру, является практико-ориентированной по своей направленности и спиралевидной по логике организации. В программе предполагается достаточно большой объем самостоятельной работы, который не превышает требований государственного стандарта и соотнесен с современными подходами в области педагогики и психологии высшей школы. При составлении данной программы реализован принцип преемственности с содержанием ГОС второго поколения:содержание не только существенно обновлено в соответствии с актуальными проблемами современной психологии и педагогики, но ориентировано на требования ФГОС ВПО третьего поколения, проектируется в логике компетентностного подхода в профессиональном образовании педагогов.
|
|
В программе представлены цели, задачи, содержание, образовательные технологии (формы, методы), задания для самостоятельной работы студентов, содержание и формы промежуточного и итогового контроля и источники информации для самостоятельной работы студентов.
|
|
Курс выступает важнейшим фактором формирования у студентов современного научного мировоззрения, личностно-профессионального развития и практической профессиональной подготовки. Содержательно и концептуально «Психология» связана со всем спектром социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в системе профессионального образования педагогов; с философией как общеметодологической теорией, физиологией, педагогикой, социальными дисциплинами и др. дисциплинами.
Курс «Психология» выступает в качестве теоретической основы педагогических дисциплин, прежде всего - частных методик преподавания конкретных предметов и курсов, направленных на освоение будущими бакалаврами базовых педагогических функций (развивающей, обучающей, воспитательной, культурно-просветительской). Он формирует ценностно-смысловые основы профессиональной позиции будущих педагогов, способствует становлению их психолого-педагогической компетентности как основы современного педагогического мышления, компетентного педагогического общения, закладывает фундамент для качественного освоения студентами педагогических технологий, обеспечивает их психологическую готовность к практической педагогической деятельности.
Основной целью курсаявляется формирование психолого-педагогической компетентности бакалавра педагогического образования как фундаментальной и инструментальной основы профессиональной деятельности в реальных условиях образовательной практики.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи курса.
1. Формирование у студентов системы фундаментальных научных понятий о сущности, природе и закономерностях развития психики и личности в качестве основы успешной профессиональной деятельности в образовании.
2. Обеспечение мотивационно-ценностных основ профессиональной деятельности, профессиональной готовности к реализации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся и психологических закономерностей взаимодействия и построения конструктивных взаимоотношений с детьми и взрослыми.
3. Формирование профессиональных психолого-педагогических компетенций как обобщенных способов действий по решению основных профессиональных задач в области педагогического труда.
4. Развитие субъектной позиции студентов в учебно-профессиональной деятельности, их способностей и возможностей в осуществлении самостоятельной и самообразовательной деятельности с учетом актуальных социальных и образовательных требований и условий.
5. Формирование умений и навыков организаторской, проектировочной, коммуникативной, гностической и других общепрофессиональных видов деятельности на основе понимания собственных индивидуальных психологических особенностей.
В процессе изучения дисциплины студент, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (2009 г.), должен быть готов к решению основных задач профессиональной деятельности бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование.
В области педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующим возрастным потребностям и возможностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; использование возможностей образовательной среды для обеспечения современного качества образования(в том числе с использованием информационных технологий) и его доступности для учащихся (в том числе с реализацией инклюзивного, надомного, индивидуального, дистанционного обучения); осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
|
|
В области культурно-просветительской деятельности: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; популяризация профессиональной области знаний.
В качестве методологической основы программы выступили современные подходы, обоснованные в теории психологии и педагогики: системно-деятельностный, компетентностный, контекстный, аксиологический, дифференцированный, культурологический, гуманистический и личностно-ориентированный.
Содержание всех модулей учебной дисциплины нацелено на формирование психологических компонентов профессиональных компетенций, опирается на результаты обучения студентов по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, формирующих общекультурные компетенции. Реализация программы «Психология» тесно связано с содержанием программы по курсу «Педагогика», который создает важнейший профессиональный контекст освоения психологических знаний и формирования психологически целесообразных педагогических умений и навыков.
Подготовка бакалавра по курсу «Психология» является основой для дальнейшего изучения студентами дисциплин по профилю подготовки и дисциплин вариативной части профессионального цикла. Изучение всех разделов курса готовит студентов к профессиональной практической деятельности с различными группами детей и взрослых в образовательных учреждениях разных типов и видов в контексте современных тенденций в развития образования.
|
|
Содержание и структура учебного материала определяется логикой учебного процесса и предполагает вполне определенную последовательность изучения интегрированного курса «Психология», в соответствии с чем все содержание программы учебной дисциплины «Психология» представлено тремя модулями.
Логика организации содержания курса – концентрическая и спиральная, предполагающая постепенное и непрерывное углубление в определенные содержательные научно-психологические концентры на основе расширения круга знаний студентов, их систематизации, с одновременным обогащениемсобственно учебно-познавательного и научно-исследовательского опыта будущих педагогов - при неоднократном (на более высоком уровне) возвращении к ранее изученному содержанию и фокусировании внимания на новых психологических аспектах психолого-педагогических явлений.
Основные содержательные модули интегрированного курса «Психология» являются взаимосвязанными и выступают в следующей логической последовательности:
Первый модуль: «Психология человека» обеспечивает формирование фундаментальных основ понимания сущности, специфики и природы основных психологических феноменов, способствует становлению мотивационно-ценностной позиции студентов относительно субъектов образования и собственной профессиональной деятельности, формирует понимание психологических компонентов педагогического труда и интерес к психологическому знанию как важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности в сфере образования. Данный курс выступает в качестве базовой теоретической основы освоения содержания второго и третьего модулей программы, которые отличаются более прикладным характером и напрямую связаны с рядом практических аспектов педагогической деятельности и педагогического общения.
Модуль: «Психология развития и педагогическая психология» направлен на освоение студентами важнейших компетенций в области психологии развития как основы современной возрастной педагогики. Его содержание способствует пониманиюстудентами психологических закономерностей возрастного развития человека на всех этапах онтогенеза, формированию психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих проектирование и осуществление психологически целесообразного образовательного процесса посредством организации значимых форм возрастной активности (ведущей деятельности), создания специфической возрастной социальной ситуации в образовательной среде, с целью полноценного решения субъектами образования своих возрастных задач. В нем представлены актуальные психологические проблемы обучения, воспитания, развития, что способствует освоению студентами общепрофессиональных психолого-педагогических компетенций. Курс готовит студентов к решению актуальных психолого-педагогических задач в условиях производственной практики (на базе различных образовательных учреждений) и в будущей самостоятельной педагогической работе.
Третий модуль: «Социальная психология» определяет возможности студентов профессионально работать с различными детскими, молодежными и взрослыми группами на основе понимания сущности и закономерностей социально-психологических процессов; обеспечивает профессиональную подготовку в области коммуникативной, организационной, управленческой, гностической и других общепрофессиональных видов деятельности. Формирует профессиональные социально-психологические установки относительно педагогической деятельности.
Объём курса «Психология» рассчитан на 12 зачетных единиц (432 часа): 162 часа составляют аудиторные занятия и 270 часов отводится для выполнения студентами самостоятельной работы. Объем аудиторной нагрузки распределен следующим образом: 62 часов – лекции и 100 – семинарские (практические) занятия, 3 экзамена.
Таблица 1
Объем учебной нагрузки по курсу «Психология» по учебному плану
Се- местр | Название модуля курса | Объём нагруз. | Лек | Семин.,прак. | С/р | Контр |
2 | Психология (модуль 1) Психология человека | 4 з.е. 144 ч | 20 | 34 | 54+36 | экзамен |
4 | Психология (модуль 2) Психология развития и педагогическая психология | 5 з.е. 180 ч | 28 | 44 | 72+36 | экзамен |
6 | Психология (модуль 3) Социальная психология | 3 з.е. 108 ч | 14 | 22 | 36+36 | экзамен |
ИТОГО | 12 З.Е. | 62 | 100 | 270 | - |
В процессе подготовки студентов по интегрированному курсу «Психология» системно используются интерактивные методы обучения, позволяющие эффективно решать образовательные задачи курса в методологии компетентностного подхода и нацеливающие студентов на самостоятельные поиски психологически обоснованных решений профессиональных задач, а также выстраивание собственной стратегии образования по всем направлениям курса. Учитывая требования ФГОС, нацеленные на реализацию компетентностного подхода, программа предусматривает широкое использование различных форм и методов обучения: имитационное моделирование, тренинги, проектный метод, кейс-стади и др.
Одной из наиболее значимых составляющих общей профессиональной подготовки студентов по курсу «Психология» является их самостоятельная работа по дисциплине. Самостоятельная работа варьируется по формам, видам и содержанию в зависимости от уровня подготовленности студентов с учетом семестра изучения курса, степени сложности заданий и форм самостоятельной работы (индивидуальная, групповая, фронтальная, парная и т.д.).
Самостоятельная работа студентов при освоении курса организуется по специально разработанной программе и предусматривает:
– самостоятельную подготовку к семинарским и практическим занятиям по научным первоисточникам, учебной и справочной литературе в соответствии с тематикой и программой занятий;
– самостоятельное изучение некоторых тем по рекомендованным учебно-методическим пособиям и учебникам с последующим письменным отчетом и итоговой проверкой в ходе промежуточного и итогового контроля;
– самостоятельное проведение психолого-педагогического исследования с предоставлением письменного отчета по итогам работы;
– самостоятельную подгрупповую и индивидуальную работу в процессе семинарского занятия с ее последующим обсуждением в ходе групповой дискуссии, группового проекта и индивидуальными отчетами по результатам;
– самостоятельное проведение научно-исследовательской работы (выполнение реферата, курсовой работы) как формы предъявления итоговых результатов освоения содержания дисциплины.
В процессе текущего, промежуточного и итогового контроля самостоятельной работы оценивается уровень сформированности основных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС (2009):
- умение изучать возможности, потребности и достижения обучающихся, проектировать их индивидуальный образовательный маршрут с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей и образовательных достижений;
- умение проектировать образовательный процесс и использованием технологий, соответствующих возрастным психологическим особенностям, задачам развития, ведущей деятельности, когнитивным и личностным потенциалам обучающихся;
- умение использовать методы психолого-педагогического исследования для решения различных профессиональных педагогических задач;
- умение учитывать различные образовательные контексты (социальные, культурные, этнические), в которых разворачиваются психологические ситуации и протекают психические процессы в образовательной среде;
- умение создавать психологически безопасное образовательное пространство в рамках педагогического процесса;
- умение организовывать психологически целесообразное по содержанию и форме взаимодействие с обучающимися различных возрастов, с детскими и подростковыми группами, с родителями и коллегами;
- сформированное желание и умение участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
- умение использовать теоретические психологические знания для педагогического проектирования (элективные курсы, интерактивные методы обучения, современные информационные образовательные ресурсы и т.д.);
- умение осуществлять психолого-педагогическую поддержку и сопровождение различных групп учащихся (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети-мигранты, дети с девиантным поведением, дети в трудных жизненных ситуациях и т.д.).
Рекомендованные в программе как обязательные учебные источники и учебно-методические пособия являются доступными материалами, отражающими современный уровень научного психологического знания в его дидактически преобразованной форме. Списки дополнительной литературы носят рекомендательный характер, и студент может совершать выбор тех из источников, которые доступны ему и необходимы для выполнения самостоятельной работы и подготовки к зачету и экзамену.
В процессе обучения реализуются все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. В основном проверка ориентирована на выявление уровня сформированности психолого-педагогической компетентности, а также уровня профессионального и личностного развития студентов с помощью различных шкал оценивания. Используется совокупность разнообразных форм и методов контроля:
- тестовый контроль: выполнение контрольных заданий в тестовой форме (объективно оцениваются уровень остаточных знаний, умений, представлений, оперативность использования информации; выявляются пробелы в подготовке);
- устный контроль: выступление на семинаре, участие в дискуссии, (оценивается психолого-педагогическое мышление, аналитические и коммуникативные способности, культура речи);
- письменный контроль: терминологические диктанты по результатам самостоятельной работы с учебниками, словарями, энциклопедиями (оценивается точность дефиниций и уровень владения теоретическими знаниями); конспектирование и реферирование научных текстов (оцениваются широта и степень владения учебной и научной информацией, способность к анализу, синтезу, сопоставлению, практическому применению); самостоятельно составленныестудентами вопросы к научным текстам, глоссарий и аннотация (оцениваются понимание методологии, сущности научных идей и способность их самостоятельной интерпретации); исследовательский отчет по практикуму или лабораторной работе (оценивается способность использовать теоретические знания при интерпретации эмпирических данных); выполнение эссе, создание творческих текстов (оцениваются самостоятельность мышления, креативность, наблюдательность и психологическая грамотность);
– графический контроль: составление сравнительной таблицы, схемы, графика, создание рисунков - оценивается способность «сжимать» и «перекодировать» научную и учебную информацию, самостоятельно осмысливать и устанавливать причинно-следственные связи и другие зависимости);
– практический контроль: решение психолого-педагогических задач, моделирование ситуаций; участие в деловых и ролевых играх - оцениваются коммуникативные компетенции, творческое воображение, педагогическое мышление, наблюдательность), выполнение проектов и мини-исследований (оцениваются аналитические, проектировочные, организационные компетенции); электронная презентация или публикация (буклет) по результатам групповой проектной или исследовательской деятельности (оценивается умение творчески применять теоретические знания для решения профессиональных проблем);
– создание портфолио - портфеля учебных достижений: оцениваютсяумение изучать возможности, потребности и достижения обучающихся, проектировать их индивидуальный образовательный маршрут с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей и образовательных достижений; умение проектировать образовательный процесс и использованием технологий, соответствующих возрастным психологическим особенностям, задачам развития, ведущей деятельности, когнитивным и личностным потенциалам обучающихся; умение использовать методы психолого-педагогического исследования для решения различных профессиональных педагогических задач;
– самоконтроль: письменные и устные рефлексивные и самооценочные тексты, (оценивается сформированность умений самоконтроля и самооценки, профессиональной рефлексии).
Итоговый контроль по каждому из трех модулей курса проводится в форме экзаменов. Вопросы к экзаменам ориентированы на проверку профессиональных компетенций и включены в текст программы.
Итоговая государственная аттестация бакалавра педагогического образования включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и государственный экзамен, в программе которого интегрируются результаты подготовки по педагогике, психологии и методике обучения и воспитания по профилю подготовки.
В результате изучения учебной дисциплины «Психология» базовой части профессионального цикла ФГОС студент будет обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, определяющими готовность к реализации психологических аспектов профессиональной деятельности:
- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать психологические опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные психологические требования информационной безопасности;
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
- осознание социально-психологической значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников и др.
Бакалавр будет знать:
– ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
– особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
– основы просветительской деятельности;
– методологию психологических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
– способы психологической диагностики обучающихся;
– способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
– способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
– особенности социального партнерства в системе образования;
– способы профессионального самопознания и саморазвития;
уметь:
- системно анализировать и выбирать психолого-педагогические концепции развития личности в образовании;
- использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и личностные особенности учащихся;
- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
- управлять деятельностью помощников учителя и волонтёров, координировать деятельность социальных партнеров;
- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;
владеть:
- способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Материально-техническая база, необходимая для реализации курса: наличие современных учебников и учебных пособий, допущенных и рекомендованных УМО, учебных пособий в виде рабочих тетрадей, практикумов и хрестоматий; таблицы, схемы; DVD-проигрыватель и комплект учебных видеофильмов; мультимедийный проектор и методическое сопровождение на электронных носителях в виде компьютерных презентаций. Средства обеспечения проведения подготовки студентов соответствуют действующим санитарно-гигиеническим нормам.