Тема 22. Физическая работоспособность в условиях повышенной и пониженной температуры окружающей среды

Особенности терморегуляции в различных температурных зонах окружающей среды.

Физиологические реакции организма на физическую нагрузку, выполняемую в условиях повышенной температуры окружающей среды (усиление кожного кровотока и потообразования). Физическая работоспособность в условиях повышенной температуры окружающей среды. Тепловая акклиматизация. Питьевой режим.

Физиологические реакции организма на физическую нагрузку, выполняемую в условиях пониженной температуры окружающей среды (снижение кожного кровотока, усиление сократительного и несократительного термогенеза). Физическая работоспособность в условиях пониженной температуры окружающей среды. Холодовая акклиматизация.

Тема 23. Физическая работоспособность в особых климатогеографических условиях

Физиологические основы адаптации организма к особым климатогеографическим условиям. Биологические ритмы и их роль в осуществлении спортивной деятельности.

 

Тема 24. Динамика функциональных возможностей и развитие физических качеств детей и подростков в онтогенезе и под влиянием спортивной тренировки

Особенности возрастного развития опорно-двигательного аппарата, нервной системы, сенсорных систем, кислородтранспортной системы и их влияние на развитие физических качеств детей и подростков (гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, аэробной и анаэробной выносливости). Физическая работоспособность и адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам. Особенности протекания предстартовых реакций, врабатывания, устойчивого состояния, процессов утомления и восстановления у детей и подростков.

Тема 25. Функциональный контроль при занятиях физической культурой

Значение функционального контроля при занятиях физической культурой и спортом. Задачи и методики оперативного функционального контроля. Задачи и методики текущего функционального контроля. Задачи и методики этапного функционального контроля.

 

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Спортивная физиология: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.

2. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.

3. Солодков, А.С. Физиология спорта: учеб. пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – 231 с.

4. Солодков, А.С. Возрастная физиология: учеб. пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2001. – 187 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Волков, В.М. Резервы спортсмена: метод. пособие / В.М. Волков, А.А. Сёмкин. – Минск: ИПП Госэкономплана РБ, 1993. – 92 с.

2. Волков, В.М. Тренировка и восстановительные процессы: учеб. пособие / В.М. Волков; Гос. ком. РСФСР по физ. культуре и спорту, Смолен. гос. ин-т физ. культуры. – Смоленск, 1990. – 149 с.

3. Коц, М.Я. Физиологические особенности мышечной деятельности женщин-спортсменок: учеб. пособие / М.Я. Коц; Гос. центральный ордена Ленина ин-т физ. культуры. – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – 35 с.

4. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов. – М.: Физкультура, образование, наука, 1995. – 394 с.

5. Луговцев, В.П. Восстановительные процессы после мышечной деятельности: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / В.П. Луговцев; Смолен. гос. ин-т физ. культуры. – Смоленск, 1988. – 74 с.

6. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.

7. Новиков, В.С. Физиология экстремальных состояний / В.С. Новиков, В.В. Горанчук, Е.Б. Шустов. – СПб.: Наука, 1998. – 247 с.

8. Семкин, А.А. Физиологическая характеристика различных по структуре движения видов спорта (механизмы адаптации) / А.А. Семкин. – Минск: Полымя, 1992. – 190 с.

9. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 605 с.

10. Сологуб, Е.Б. Физиологические основы спортивной тренировки женщин: лекция / Е.Б. Сологуб; Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Ленинград: ГДОИФК, 1987. – 20 с.

11. Солодков, А.С. Проблемы утомления и восстановления в спорте: лекция / А.С. Солодков; Гос. дважды орденоносный ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб, 1992. – 34 с.

12. Тристан, В.Г. Роль биоритмов в занятиях физической культурой и спортом: учеб. пособие / В.Г. Тристан; Омский гос. ин-т физ. культуры. – Омск, 1989. – 64 с.

13. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта / Дж. Х. Уилмор, Д.Л. Костилл; пер. А. Ященко (отв. ред.). – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 504 с.

14. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / под ред. Дж. Д. Мак-Дугалла, Г.Э. Уэнгера, Г.Дж. Грина; пер. В.И. Чаповского. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 432 с.

15. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с.

16. Шапошникова, В.И. Биоритмы – часы здоровья / В.И. Шапошникова. – М.: Советский спорт, 1991. – 62 с.

17. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивного отбора и ориентации / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 151 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: