Понятие «конфликт» выступает как одна из разновидностей людских взаимоотношений. Если он протекает конструктивно, то предстает перед нами как развитие связи между индивидами от конфронтации до коммуникации: сначала люди не находят общего языка, но со временем, в ходе поиска общих точек соприкосновения, они отыскивают объединенную позицию и пути преодоления ситуации конфликта. Конфликт, с психологической точки зрения, призван: показывать и отображать противоречия, возникающие среди людей в ходе их общения или взаимодействия вообще; выявлять напряжение в отношениях, когда затрагиваются несовместимые позиции, мотивы, цели и интересы людей. Будучи социальным явлением, конфликт имеет специфичные функции – своего рода индикаторы, указывающие на то, как влияют конфликтные явления на общество, группу или личность, какие именно при этом затрагиваются общественные, групповые или индивидуальные нормы и подходы, каковы последствия подобных нарушений.
Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. Конфликты могут быть внутриличностные, межличностные и межгрупповые, кратковременные и затяжные, явные и скрытые. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивный (конструктивный) и деструктивный конфликт.
Компонент конфликта — педагогическая ситуация — реальная обстановка в учебной группе в сложной системе отношений и взаимодействий между учениками, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на учащихся.
Виды ситуаций:
• ситуация деятельности — возникает по поводу выполнения учащимися учебных или других видов заданий или поручений;
• ситуация поведения — возникает как следствие нарушения учащимися правил поведения в школе, дома, в общественном месте;
• ситуация отношений — возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателями и учащимися или между учащимися.
Особенности педагогического конфликта:
• профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;
• участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;
• разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;
• различное понимание событий и их причин участниками;
• педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;
• присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;
• профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению.
Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, "третейский судья" (обращение к третьей стороне), двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры. Африканская пословица), поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка, эффект трех Д: доброжелательности, добросовестности, доступности и др. "Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания" (Д. Таннэн).
Операции по созданию взаимодействия в конфликте:
• добиться адекватного восприятия друг друга;
• не отвечать на агрессию агрессией;
• не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
• давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;
• стараться выразить свое понимание;
• не делать скоропалительных выводов;
• предложить оппоненту обсудить возникшие вопросы в спокойной обстановке.
Диалог:
• соблюдение педагогического такта по отношению к оппоненту;
• не перебивать без необходимости;
• не навязывать свою точку зрения;
• не быть категоричным;
• в своих доводах опираться па факты.
Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.
Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Явление психологической защиты свойственно всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточным и болезненно заостренным. Способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии).