Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. Стратегии поведения в конфликте, методы разрешения и управления конфликтом. (ПК-5)

Понятие «конфликт» выступает как одна из разновидностей людских взаимоотношений. Если он протекает конструктивно, то предстает перед нами как развитие связи между индивидами от конфронтации до коммуникации: сначала люди не находят общего языка, но со временем, в ходе поиска общих точек соприкосновения, они отыскивают объединенную позицию и пути преодоления ситуации конфликта. Конфликт, с психологической точки зрения, призван: показывать и отображать противоречия, возникающие среди людей в ходе их общения или взаимодействия вообще; выявлять напряжение в отношениях, когда затрагиваются несовместимые позиции, мотивы, цели и интересы людей. Будучи социальным явлением, конфликт имеет специфичные функции – своего рода индикаторы, указывающие на то, как влияют конфликтные явления на общество, группу или личность, какие именно при этом затрагиваются общественные, групповые или индивидуальные нормы и подходы, каковы последствия подобных нарушений.

Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. Конфликты могут быть внутриличностные, межличностные и межгрупповые, кратковременные и затяжные, явные и скрытые. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивный (конструктивный) и деструктивный конфликт.

Компонент конфликта — педагогическая ситуация — реальная обстановка в учебной группе в сложной системе отношений и взаимодействий между учениками, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на учащихся.

Виды ситуаций:

• ситуация деятельности — возникает по поводу выполнения учащимися учебных или других видов заданий или поручений;

• ситуация поведения — возникает как следствие нарушения учащимися правил поведения в школе, дома, в общественном месте;

• ситуация отношений — возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателями и учащимися или между учащимися.

Особенности педагогического конфликта:

• профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;

• участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;

• разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;

• различное понимание событий и их причин участниками;

• педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;

• присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;

• профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению.

Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, "третейский судья" (обращение к третьей стороне), двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры. Африканская пословица), поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка, эффект трех Д: доброжелательности, добросовестности, доступности и др. "Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания" (Д. Таннэн).

Операции по созданию взаимодействия в конфликте:

• добиться адекватного восприятия друг друга;

• не отвечать на агрессию агрессией;

• не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

• давать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

• стараться выразить свое понимание;

• не делать скоропалительных выводов;

• предложить оппоненту обсудить возникшие вопросы в спокойной обстановке.

Диалог:

• соблюдение педагогического такта по отношению к оппоненту;

• не перебивать без необходимости;

• не навязывать свою точку зрения;

• не быть категоричным;

• в своих доводах опираться па факты.

Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта.

Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Явление психологической защиты свойственно всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточным и болезненно заостренным. Способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: