Проблемы развития педагогических способностей. Личностные качества педагога Стиль педагогической деятельности (ОПК-2)

процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. По мнению психолога, освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития - развития умственных способностей.

В структуре профессионально значимых качеств личности учителя В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделяют четыре блока:

1) нравственный и моральный облик;

2) педагогическая направленность;

3) педагогические способности - общие и специальные;

4) педагогические умения и навыки.

Наиболее важным среди них, на наш взгляд, являются педагогические способности, а точнее их развитие в период профессиональной подготовки будущих учителей в вузе. Именно поэтому особое внимание учеными уделяется исследованию общих педагогических способностей – необходимых всем учителям, независимо от преподаваемого предмета, и специальных, с учетом специфики предмета преподавания.

Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы: 1) системные модели; 2) структурные модели; 3) псевдопрогнозирующие; 4) прогностические модели.

К первой подгруппе относятся системные модели педагогических способносте. Автором выявлены свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно структуру главных компонентов педагогических способностей: способность делать учебный материал доступным для учащихся; понимание учителем ученика; творчество в работе; педагогическое волевое влияние на детей; способность организовывать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи; ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связывать учебный предмет с жизнью; наблюдательность (по отношению к детям); педагогическая требовательность и т.п.

Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, влияющих на эффективность преподавания. Так, В.А. Сластенин, определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих: перечень свойств и характеристик личности учителя; перечень требований к психолого-педагогической подготовке; объем и содержание академической подготовки; объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.

К третьей подгруппе относятся так называемые псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей.

К четвертой подгруппе относятся так называемые прогностические модели педагогических способностей. Фактор «ведения уроков, стимулирующих творческие возможности учащихся; фактор доброжелательного отношения к ученикам, администрации и другому персоналу школы; фактор принятия демократического типа преподавания; фактор эмоциональной стабильности.

Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность. Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения.

Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность в наибольшей степени важны для современного педагога. От него требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность и многое другое. Одна из особенностей труда педагога, работающего с детьми первых лет жизни, состоит в большой нагрузке на его психофизиологический аппарат. Поэтому к профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.

Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.

Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каж­дого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в резуль­тативность образовательной работы.

Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, ува­жение к ним, создание положительного микроклимата.

Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и не­удач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов. При этом следует придерживаться правила: причины неудач прежде всего искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.

Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три общих вида: ав­торитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содер­жанием. Приведем их описание, данное А.К. Марковой.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учи­тель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требова­ний, использует свои права без учета ситуации и мнений учащих­ся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия тако­го учителя являются приказ, поучение. Для учителя характер­ны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная не­устойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное вни­мание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Ученик рассматривается как рав­ноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске зна­ний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учи­тывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учи­тывает не только успеваемость, но и личностные качества уче­ников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руковод­ства школьники чаще испытывают состояния спокойной удов­летворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения.Для та­ких учителей характерны большая профессиональная устойчи­вость, удовлетворенность своей профессией.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. Учитель уходит от принятия реше­ний, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчи­вый микроклимат, скрытые конфликты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: